Апшеронский полуостров, на котором расположен город Баку, был заселен еще в глубокой древности. Во многих селениях и местностях Апшерона выявлены значительные археологические материалы, относящиеся к эпохе бронзы (III – I тыс. до н.э.) и более раннему периоду. Надпись у подножия горы Боюкдаш в Гобустане (60-70 км от Баку) свидетельствует о дислокации римского легиона здесь в I в.н.э. [19], что, скорее всего, была связана с наличием вблизи крупного населенного пункта, которым мог быть в его время и Баку [5,35].
Археологические материалы, обнаруженные при раскопках близ Баку и в самом городе (в частности на территории дворца Ширваншахов[1]) еще раз указывают, что на холме, где позже вырос средневековый город Баку, было древнее поселение [5,35].
Баку упоминается в арабоязычных источниках Х-ХI вв. как город нефти и вечных огней, как лучшая гавань на Каспии.
Изучение топографии и систем фортификационных сооружений города Баку осложняется скудными и разноречивыми сведениями о его месторасположении и структуре.
Археологические исследования на вершине Бакинского холма в старой крепости и литературные памятники раннесредневекового периода свидетельствуют о существовании на этом месте города в VIII-IX вв. В письменных источниках сообщается о раннесредневековом Баку, где «горели неугасимые огни». Византийский автор Приск Панийский (V в.), ссылаясь на римского посла, повествует о том, что войска гуннов, преследуемые персами, вернулись из Мидии в Скифию по другому пути, «... где пламя поднимается из скалы подводной… (ex petra maritime flamma ardet)» [23,65, прим.79]. Исследователи относят эти сведения «к бакинским вечным огням»[2] [24,86-89; 5,28].
Рис. 1. Часть башни и стен
Некоторые исследователи, допускают, что упоминаемый в письменных источниках Багаван (Атеши Багаун) есть древнее название Баку[3].
Развитие города на одном и том же месте (по крайней мере, с VIII в.) до сегодняшнего дня осложняет исследование города раннего периода. Сложно судить о первоначальной его планировке, топографии и фортификации. Однако с помощью поздних планов города, составленных в ХVIII в., оставшейся части крепостных стен, результатов археологических раскопок, произведенных на разных точках города можно дать примерное описание города.
Территория, окруженная крепостными стенами известна под именем Ичери Шехер (внутренний город)[4]. Это название встречается в источниках XIX в. и видимо, связано с построением вне его крепостных стен другого крепостного сооружения (внешний город)[5]. В старых планах города Баку группа сооружений, расположенных вне крепостных стен, именуется Бахры шехер (Байыр шехер – Внешний город) [20,98-99].
Надпись на каменной плите, обнаруженная в 1954 г. во время реставрационных работ в одной из башен крепостных стен Баку повествует, что оборонительные стены города были возведены в первой половине XII в. (примерно в 1138-1139гг.) по приказу Ширваншаха Манучехра III из династии Кесранидов (1120-1160). «Повелся строить крепость – Манучехр…» – говориться в документе [цит. по 2,6]. Эта постройка, видимо, была связана с временным перенесением резиденции Ширваншахов из Шамахы в город Баку [10,38]. По всей вероятности Баку имел оборонительные сооружения до ХII в., ибо по сообщению письменных источников и данным археологических исследований Баку в конце X в. становится значительным городом. Сохранившийся в юго-западной части крепости монументальный минарет Сыныг гала (1078 г.), подтверждает предположение о значимости города в этот период. Обнаруженные остатки крепостных стен под зданием дворца Ширваншахов более позднего происхождения (ХV в.) дают основание предполагать, что на этом месте находилась укрепленная часть города [5, 58].
Крепостные стены с сохранившейся протяженностью примерно 500 м (это две трети ее первоначальной длины) дошли до нас в сильно измененном виде (особенно завершение стен). 25 полукруглых боевых башен стоят в местах стыка стен, на перепадах рельефа. Высота стен снаружи составляет от 6 до 15 м, изнутри от 2,5 до 4 м [2, 5-6] (рис. 1).
В связи с развитием военной техники стены неоднократно модернизировались, с целью приспособления крепостных стен к новым условиям военных действий, но абрис внешнего обвода стен, отразивший особенности рельефа местности, существенно не изменился [16,29].
В юго-восточной части старой крепости Баку (вышеупомянутый Ичери шехер) возвышается необычайная по своей форме башня Гыз галасы (Девичья башня), назначение и время постройки которой до сих пор точно не определены. Цилиндрическая каменная башня высотой в 28 м построена на выступе береговой скалы. Отвесно обрывавшийся к морю огромный выступ в виде контрфорса примыкает к башне с восточной стороны, поднимаясь почти до высоты Гыз галасы [4,131; 23,64-65]. (рис. 2). Мы не собираемся подробно описывать эту башню, поскольку о ней сказано много в разных статьях и книгах. Лишь хочется отметить, что преобладающее мнение о Гыз галасы заключается в том, что башня (или только ее нижняя часть, которая четко отличается по способу кладки от верхней, построена в IV в. [6,47], по другому мнению в V–VI вв. [10,37;11,64], как храм зароастрийцев.
Рис. 2. Гыз галасы (Девичья башня)
Дискуссия о назначении и времени построения Гыз галасы продолжается и сегодня и исследователи продолжают выступать с интересными высказываниями. Нас интересует вопрос о том, выходила ли башня в XII – начале XIII вв., когда Баку был укреплен крепостными стенами, в комплекс оборонительных сооружений города.
Рис. 3. Баку. Э. Кемпфер, 1683 г.
Раскопками в 60-е годы XXв. выявлен обрывок городской стены толщиной около 1,8 м, примыкающий вплотную к восточной стене Девичьей башни и идущей с северо-востока на юго-запад в сторону Каспийского моря, в направлении Бакинской бухты (Сабаил) [12,66-67]. Продолжение этой стены в пределах города сильно разрушено и потерялось под современными жилыми домами и под асфальтом [12,67].
Как предполагали археологи, обнаруженная стена является прямым продолжением городской стены в районе Ханского дворца и ворот Шахаббаса. Около Гызгаласы, на указанном обрывке стены сохранились две массивные полукруглые башни диаметром 4,83 м. Они стоят очень близко друг к другу (8 м) и каждая обращена на восток [12,67]. Возможно, эта стена является той стеной, которая изображена на рисунке Э. Кемпфера (XVII в.) (рис. 3).
Под мощным слоем насыпи земли был выявлен фундамент этой стены толщиной около 1,9 м, идущий в северном направлении и часть третьей по счету полукруглой башни на этой стене [12,68].
Рис. 4. Крепость Сабаил. Реконструкция
Как видно, в связи с построением оборонительных стен изменилось функциональное назначение Гыз галасы и она включалась в систему обороны города
[6,50; 20,98], играя большую роль в активной и пассивной обороне [21,85-86].
В обмерном чертеже Гыз галасы, датированном 1807 г. в верхней части самой башни и так называемого контрфорса изображены остатки машикулей. По мнению А. Саламзаде, «контрфорс» – неотъемлемая часть оборонительной системы башни, где размещались защитники башни [21,85-86].
Так называемый Баиловский замок по некоторым данным имел связь с фортификационными системами города Баку, они составляли один комплекс.
Связь между Бакинской крепостью и крепостью Сабаила (Сабаиловский замок – Байыл галасы) в Бакинской бухте подтверждается существованием вышеупомянутого участка крепостной стены, идущего от восточной стороны Девичьей башни (Гыз галасы) в направлении бухты, остатками каменной перемычки на скале, наблюдаемыми под водой в районе северо-восточной угловой башни в бухте, которые тянутся в сторону Гыз галасы [24,280; 8,24-27].
Крепость Сабаил по всему периметру соответствовавшая рельефу каменной скалы (175 х 36 м), на которой целиком базировалась сооружение, была укреплена мощными каменными стенами толщиной 1,2 – 1,8 м. Стена на всем протяжении была снабжена 15 круглыми и полукруглыми башнями: северо-западная угловая и две южные угловые круглые башни, внутри полые, остальные 12 башен полукруглые и массивные (рис. 4). В трех круглых угловых башнях имелись дверные проемы шириной 1,3 м, выходящие внутрь крепости.
Такие же проемы шириной 1,6 м имеются в середине южной стены между башнями 8 и 9, а также между башнями 14 и 15 на северо-западной стене [17,6; 23, 65-66]. Расстояние между башнями от 16 до 28 м [23,65-66].
По обнаруженной надписи крепость Сабаил датируется 1234/35 г. [18,117; 20,90]. На основании обнаруженных фрагментов колонн, обломок профилированных камней, архивольтов арок, а также гончарных труб исследователи предполагают о доисламском существовании этого сооружения [9,130].
Возможно, крепость Сабаил являлась одним из храмов (атешгях) огнепоклонников в ранний период1 [4,122-131]. Позднее, получив оборонный облик наряду с Девичьей башней, защищала город Баку со стороны моря [7,143]. На сегодняшний день любое высказывание – о сложной системе фортификации города Баку и Сабаила является предположением, ибо еще требуется тщательное, всестороннее археологическое изучение[6].
Является ли Сабаил одной из тех прочных каменных крепостей, стоявшей на берегу моря, волны которого били в ее стены и которую монголы не смогли взять? [1,89]. Мнения исследователей по этому вопросу расходятся[7].
Одним из самых интересныхи сложных вопросов является вопрос о взаиморасположении двух бакинских крепостей, упомянутых в источниках.
Уроженец Баку, Бакуви в начале ХV в. о Баку писал: «... Его стены омываются водами моря, которое затопило много стенных башен и приблизилось к мечети» [1, 89]. Далее автор пишет: «город имеет две прочные крепости... чрезвычайно укрепленные. Одна из них большая, стоит близ моря, волны которого бьют в ее стены. Это та крепость, которую не могли одолеть татары. Другая крепость выше первой. Ее верхушка с одной стороны разбита баллистами [1,89].
Другой автор, Эвлия Челеби (ХVв.) более подробно описывает город: «Бакинская крепость... построена на высоком холме и представляет собой красивую квадратную крепость, внутренняя крепость имеет ворота, обращенные на запад... Периметр ее 700 шагов, она имеет 70 башен и 600 зубцов. Высота стены 40 мекканских локтей (25 метров). Поскольку крепость расположена на скалистом основании, она не имеет рва. Внутри крепости 70 старых домов... мечеть без минарета и нет караван-сараев (хана) и бань... Но находящийся на берегу моря большой рабад представляет благоустроенный город, имеющий до тысячи домов, сады, мечети, бани, крытый рынок. Он обнесен с трех сторон крепостными стенами [28,166-168].
С. Ашурбейли считала, что первой крепостью, упомянутой Бакуви, является крепость Сабаил в Бакинской бухте, которую не могли взять татары, так как она была окружена морем, а татары не имели флота [5,139]. Архитектор Д. Ахундов предполагал, что обе крепости находились относительно недалеко друг от друга. Для изучения этого вопроса Г. Ахундовым были привлечены зарисовки, картины художников, посвященных Баку. Автор обнаружил, что на картине Сергеева и гравюре Г.С. Шелковника, где изображена Бакинская крепость (Ичери шехер), схематично показано сооружение фортификационного характера, увенчанное зубцами, над которым выдвигалось другое, более высокое, также фортификационными элементами [16; 4,116] (рис. 5, 6).
Рис. 5. Г.С. Сергеев «Вид Баку, снятый с приезда от Шемахи» (1796)
Рис. 6. Н. Шелковников гравюра по рисунку Г.С. Сергеева (1796 г.)
В картине С.Г. Гмелина (рис. 7) рядом с городом, но на другой стороне, недалеко от морского берега, нарисовано прямоугольное в
Плане укрепленное сооружение, внутри которого видны четыре здания, одно из них – с куполом (мечеть?). «Вид города Баку, снятый с приезда города Шамахы» – работанеизвестного художника, где город изображен с противоположной стороны моря и более ясно показаны остатки стен укрепленного города и руины его.
Все эти свидетельства дают основания Д.Ахундову говорить о том, что рядом с большим городом (Ичери шехер) находился сильно укрепленный город-крепость – вторая бакинская крепость, упомянутая у Челеби и Бакуви, что получило свое отражение в выше упомянутых рисунках [4,116].
Рис. 7. С.Г. Гмелин «Баку» (1770 г.)
Эта крепость, как предполагает Д.Ахундов, была использована как резиденция. Однако, к сожалению, развалины этой крепости не сохранились. Поэтому возможности изучения этого памятника археологии нет, тем более на месте ее построены разные современные сооружения.
По мнению других исследователей, город Баку с самого начала своего возникновения имел характер поселения, состоящего из нескольких градостроительных узлов, одним из которых являлся Баиловский замок (Сабаил). А. Саламзаде допускает, что Баку возник как храмовый центр огнепоклонничества и состоял из нескольких обособленных ячеек, где район Ичери Шехер сосредотачивал ядро города
[23, 98]. Согласно А.Саламзаде, обнаруженные крепостные стены на восточной стороне Девичьей башниокружали район в этой части города, образуя, таким образом, замкнутый феодальный замок [23,98].
Таким образом, автор делает вывод, что в первой половине ХII в. Баку состоял из двух обособленных пунктов – района Девичьей башни и Баиловского замка, являющихся резиденциями Ширваншахов [23,98]. Что касается прямоугольной крепости, о которой мы говорили выше, по мнению А.Саламзаде, это сооружение было построено в Сефевидский период местными правителями после того, как дворец ширваншахов был брошен и Баиловский замок затоплен водами Каспия [23,90].
Если суммировать вышеизложенные версии о структуре города Баку, получается следующая картина.
К концу X в. Баку (Ичери Шехер) был окружен крепостной стеной и имел цитадель на вершине холма, где расположен город. Поводом для последнего предположения служат обнаруженные остатки стен во дворце Ширваншахов, который был сооружен в ХV в. на месте предполагаемой цитадели [5, 58; 23, 123].
Рис. 8. Крепостные стены и башни Баку сегодня
Город состоял из двух, отдельно укрепленных частей:
Ичери Шехер – крепость, которую не смогли одолеть татары [1, 89], большой рабад, благоустроенный город [26, 114] и прямоугольная крепость с внутренним замком недалеко от Ичери шехер, изображение которой сохранилось на картинах и рисунках – крепость, верхушка которой была разбита баллистами4 [1,89] «красивая, квадратная крепость на высоком холме...» [26, 114]. Последняя выполняла функции резиденции (цитадель) [4,119].Город Баку состоял из отдельных городских районов, одним из которых являлся район у Девичьей башни (Гыз галасы), окруженный крепостными стенами в ХП в. Другой обособленный район был Баиловский замок (Сабаил), построенный в 1285 г.
Точно определить, какая из этих версий правильна – без широких археологических исследований невозможно. Тем не менее, нам кажется, что первые две из вышеперечисленных версий дают более полное представление о характере структур феодального Баку.