Творчество как вид человеческой деятельности характеризуется рядом существенно необходимых признаков, которые проявляются в единой целостной системе.
Л.А. Духонина под «творчеством понимает один из видов человеческой деятельности, направленной для разрешения противоречия» [5, с. 38].
О. Дедюхина под «творчеством понимает психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, расширением задач, творческим преобразованием действительности» [3, с. 36]. Творчество является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности.
П.Я. Гальперин под «творчеством понимает обобщенное отражение класса предметов и их общих и существенных особенностях» [2, с. 22].
В.Н. Дружинин определил «творчество как движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному» [4, с. 157].
Таким образом, под творчеством понимается вид человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности на основе реорганизации имеющего опыта и формировании новых знаний, умений и навыков.
В последние годы в образовательной практике и педагогической науке возрос интерес к становлению личности, способной творческой самоадаптации.
А.Ю. Козырева считала, «под творческой самореализацией понимается процесс и результат самоосуществления творческих потенциальных возможностей в учебно-познавательной деятельности» [7, с. 112].
Таким образом, с психолого-педагогической точки зрения важно отметить, что механизм творческого саморазвития запускается не столько для саморазвития, сколько для того, чтобы личность могла подняться на более высокий уровень и была способна решать необходимые творческие задачи и проблемы.
Современная концепция обучения творческому саморазвитию личности опирается, прежде всего, на новую парадигму, суть которой заключается в том, что приоритетом современного обучения должно стать обучение, ориентированное на саморазвитии личности.
Отечественные психологи Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров отмечают, что саморазвитие это процесс сознательного изменения или сознательного стремления сохранить «я-самость».
Структуру «саморазвития личности в педагогической науке можно представить следующим образом» (рис. 1) [9, с.78].
Рис. 1. Структура саморазвития личности (Г.А. Цукерман)
Процессы самопознания, самореализации и саморазвития личности в становлении развивающейся личности приобретают особую важность при реализации основных образовательных задач: воспитании личности, обладающей умением принимать ответственные решения, проявлять творческую активность.
Процессы развития и саморазвития исследователи рассматривают с различных точек зрения.
А.Н. Леонтьев данный принцип выражал «как процесс самодвижения, который имеет спонтанный характер» [8, с. 94].
Б.Г. Ананьев отмечает, что «человек не является пассивным продуктом общественной среды, создание и изменение обстоятельств современной жизни собственным поведением и трудов – все это является проявлением социальной активности человека в его жизни» [1, с. 134].
Многие авторы, как отечественные, так и зарубежные, тесно связывают творчество с творческим мышлением.
М.П. Кларин, Э. Торренс отмечают что «признаком творческого мышления является результат, достигаемый вследствие творческой учебно-познавательной деятельности как внутреннего характера, так и внешнего» [6, с. 5].
Основными психолого-педагогическими условиями творческого саморазвития личности являются:
• стимулирование развития творческой индивидуальности;
• развитие у субъектов педагогического процесса способности к самопознанию, осознанной реализации собственных возможностей;
• открытость педагогического взаимодействия;
• педагогическая помощь обучающимся;
• активация рефлексных процессов у обучающихся, формирование ценностных ориентиров;
• работа над индивидуальным творческим саморазвитием личности.
Процесс творческого саморазвития, образования «Я-концепции» строится на самосознании «Я-прошлого», «Я-настоящего», «Я-будущего».
Творческое саморазвитие осуществляется в результате активной творческой деятельности на уровне субъекта творчества и обусловлено сложностью структуры с многомерными компонентами, которые включают интеллектуальную, мотивационную, психическую сферу деятельности.
Самым интенсивным периодом творческого саморазвития принято считать период 2-5 лет развития личности ребенка. Одаренных детей в этом периоде отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы.
Первый критический период наблюдается в возрасте от 6-8 лет. Если дети дошкольного периода отличаются любознательностью, то с переходом к школьному обучению значительная часть детей становится пассивными, вместе с тем у 20-25 % наблюдается резкое нарастание активности, а у большинства (50-60 %) активность существенно колеблется в зависимости от условий обучения [10, с. 124].
Развитие опыта творческой деятельности младших школьников как базиса и основания их личностного роста, предоставляющего ребенку широкие возможности для самореализации при формировании своей индивидуальности, будет успешно разворачиваться в начальной школе, как институте инкультурации и социализации, если целесообразно представлены педагогические условия для этого.
Для изучения уровня творческих способностей был составлен психодиагностический комплекс, который состоит из следующих методик:
Методика «Ваш творческий потенциал» (Е. . Буннер);
Методика «Твои таланты» (В.В. Юсупова);
Методика «Направленность на творчество» (Б.С. Алишев, М.И. Рожков).
Рис.2 . Результаты исследования по методике «Ваш творческий потенциал» (Е.Ю. Буннер)
Рис. 3. Результаты исследования по методике «Твои таланты» (В.В. Юсупова)
Рис. 4
Исследование проводилось с учениками 4 класса, Муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 2 г. Нерюнгри, РС (Я), (n=10 чел.).В ходе первичной диагностики по методике «Ваш творческий потенциал» (Е.Ю. Буннер), были получены следующие результаты. Низкий уровень творческого потенциала – у 40 % (4 ребенка), средний уровень творческого потенциала 60 % у 6 детей, высокий уровень – 0 % (рис. 2)
В ходе диагностики по методике «Твои таланты» (В.В. Юсупова), были получены следующие результаты. Низкий уровень творческого потенциала – у 60 % (6 детей), так как творческое мышление проявлялось только тогда, когда они были увлечены важной для себя целью, средний уровень творческого потенциала 40 % у 4 детей – при заинтересованности были находчивы и сообразительны, высокий уровень – 0 % (рис. 3).
В ходе диагностики по методике «Направленность на творчество» (Б.С. Алишев, М.И. Рожков), были получены следующие результаты. Низкий уровень творческого потенциала – у 50 % (5 детей), средний уровень творческого потенциала 50 % у 5 детей, высокий уровень – 0 %.
Таким образом, психодиагностический комплекс для детей младшего школьного возраста позволил выявить уровень творческого саморазвития учащихся. Итак, у 50 % испытуемых отмечаются признаки низкого уровня творческого саморазвития что дает нам основание для составления развивающей программы, направленной на повышение уровня творческого саморазвития.