Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока интерес не угасает. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других.
Работа по коррекции свойств внимания дошкольника должна проводиться комплексно. Одним из методов развития свойств внимания выступает в дошкольном возрасте – игротерапия.
Актуальность, нашего исследования заключается в том, что внимание – это психическое состояние, от особенностей которого зависит успешность учебной деятельности дошкольника.
Объект исследования: процесс развития внимания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: метод игротерапии, направленный на развитие свойств внимания детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: исследование возможностей метода игротерапии для развития свойств внимания детей старшего дошкольного возраста.
По мнению Л.С. Выготского, «…степень развития внимания в патологических случаях может служить критерием интеллекта и одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе» [1, с. 58].
Итак, внимание – «это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте – предмете, событии, образе, рассуждении и пр.» [3, с. 71].
По мнению А. В. Петровского «внимание – направленность психики на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики, предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности» [2, с. 187].
По мнению Л.С. Выготского: «…в 5-6 лет возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий» [3, с. 71].
На основе анализа, психологической и методической литературы нами был подобран психодиагностический комплекс, направленный на изучение свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста, состоящий из следующих методик: Методика «Запомни и расставь точки» (А.А. Осипова); Тест переплетенных линий (модификация теста Рэя); Методика «16 слов» (А.А. Осипова); Методика «Найди отличия» (А.А. Осипова).
В экспериментальном исследовании приняли участие 16 дошкольников ДОУ «Аленький цветочек» г. Нерюнгри.
По методике А.А. Осиповой «Запомни и расставь точки» был выявлен высокий уровень объема внимания у 19 % (3 чел.), средний уровень объема внимания – 50 % (8 чел.), низкий уровень объема внимания – 31 % (5 чел.).
Методика «16 слов» (А.А. Осипова) показала, что у 44 % (7 чел.) воспитанников низкий уровень переключения и распределения внимания, у 31 % (5 чел.) – средний уровень и у 25 % (4 человека) – высокий уровень.
Тест переплетенных линий (модификация Рэя) позволил выявить устойчивость внимания: высокая устойчивость внимания у 38 % (6 чел.) воспитанников; средний уровень устойчивости внимания – 56 % (9 чел.); низкий уровень устойчивости внимания – 6 % (1 чел.).
Свойства переключения и распределения внимания были выявлены по методике «Найди отличия» (А.А. Осипова): высокий уровень переключения и распределения внимания – 37 % (6 чел.); средний уровень переключения и распределения внимания – 50 % (8 чел.); низкий уровень переключения и распределения внимания – 13 % (2 чел.).
Таким образом результаты показали то, что у детей наблюдаются затруднения в переключении и распределении внимания, а также объем внимания находится на низком уровне.
Исходя из полученных результатов нами была составлена программа коррекционно-развивающих занятий. Основным методом в данной программе является игра.
Программа состоит из 24 занятий. При соблюдении режима проведения – 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на 3 месяца. Время проведения – 25-30 минут. Занятия проводятся в группах от 4 до 6 человек. Занятия были подготовлены на основе «Программы для развития внимания дошкольника», автором которой является Т.В. Фадеева [4].
В структуру каждого занятия входят: психогимнастика; игры на развитие слухового восприятия и внимания; игры на развитие зрительного восприятия и внимания; игры на развитие моторно-двигательного внимания; развитие активного внимания; развитие и коррекция внимания и восприятия.
В таблице представлено тематическое планирование занятий.
№ |
Тема занятия |
Цель |
Упражнение |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
«Знакомство» |
Развитие активного произвольного, слухового, сенсорного внимания, объема внимания и устойчивости внимания. |
Упражнение «Смотри на руки», игра «Что слышно?», задание «Найти два одинаковых предмета», игра «Кто летает?», задания «Выложи из палочек» и «Корова Маня и ее хозяйка». |
2 |
«Сосредоточься» |
Развитие активного, произвольного, слухового внимания; Развитие переключения внимания. |
Упражнения «Слушай команду», «Воспроизведение геометрических фигур» Игры «Слушай звуки» Задание «найди отличия», «Кто летает?». |
3 |
«Давайте вместе» |
Развитие моторно-двигательного, слухового внимания; Развитие концентрации и объема внимания; Развитие наблюдательности и внимания; Развитие объема внимания. |
Игры «По новым местам», «Узнай по голосу-1», задание «Выложи из мозаики», игра «В магазине зеркал», упражнение «Исключение лишнего». |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
«А мы начинаем» |
Развитие и коррекция произвольного внимания; Развитие слухового внимания. |
Игры «Слушай хлопки», «Совушка сова», «Да и нет – не говорить», «Внимательно слушай и повторяй», «Угадай по голосу – 2». |
5 |
«Сообразика» |
Развитие произвольного внимания; Развитие переключения внимания; Развитие сенсорного внимания и объема внимания; Развитие моторно-двигательного внимания. |
«Найди отличия», «Быстрее нарисуй», «Найди два одинаковых предмета», «По новым местам». |
6 |
«Посмотрим, что тут у нас» |
Развитие и коррекция памяти. Развитие произвольного внимания, переключения внимания. |
Игры «Сравни картинки», «Найди все отличия», «Чего не стало?», «Будь внимательнее» |
7 |
«Море, море, море» |
Развитие внимания, скорости реакции Развитие слухового внимания, объема внимания, концентрации и скорость реакции. |
Игры «Море волнуется», «Четыре стихии» и «Кого назвали, тот лови!». Упражнения «Исключение лишнего» и «Выложи из мозаики». |
8 |
«Прислушайся» |
Развитие слухового и активного внимания. Развитие концентрации и объема внимания. |
Игры «Слушай звуки», «Узнай по голосу – 2», Упражнения «Слушай команду», «Выложи из мозаики по образцу». |
9 |
«А давайте поможем друг другу» |
Развитие устойчивости внимания, слухового внимания. концентрации и объема внимания. Развитие скорости переключения. |
Игры «Чей это дом?», «Сломанный телефон», «Сделай бусы по образцу», «Воробьи и вороны» |
10 |
«Кто, где, когда» |
Развитие распределения, концентрации и объема внимания. Развитие наблюдательности. |
Игры «Смешанный лес», «Срисуй по клеточкам – 1», «Выложи из палочек», «Кто забил гол». |
11 |
«Магазин» |
Развитие переключения, распределения, объема и устойчивости внимания. Развитие наблюдательности и скорости переключения. |
Игры «Найди героев передачи», «Построй дорожку», «Витрина магазина», «Море волнуется». |
12 |
«По новым местам» |
Развитие объема и устойчивости внимания. Развитие моторно-двигательного внимания. Развитие наблюдательности. Развитие слухового внимания. |
Игры «Кого испугался охотник», «По новым местам», «Сравни, назови, сосчитай», «Кто знает, пусть дальше считает». |
13 |
«Угадайка» |
Развитие произвольного внимания, устойчивости внимания и слухового внимания. Развитие концентрации и объема внимания. |
Игры «Зеваки», «Танграм», «Угадай по голосу – 3», «Срисуй по клеточкам – 2» |
14 |
«Заморочки» |
Развитие концентрации, устойчивости и распределения внимания, его объема. Развитие произвольного внимания. |
Игры «Строители», «Найди игрушку», «Найди двух одинаковых животных», «Что где лежит». |
15 |
«Отвинта» |
Развитие наблюдательности и распределение внимания. Развитие произвольного внимания. |
Игры «Найди тень», «В магазине зеркал», «Квартет», «Слушай хлопки». |
16 |
«В поисках приключений» |
Тренировка распределения внимания. Развитие сенсорного внимания, объема внимания, произвольного внимания и переключения внимания. |
Игры «Нарисуй круг и треугольники», «Съедобное – несъедобное», «Исключение лишнего», «Найди отличие». |
17 |
«Будь внимательнее» |
Развитие концентрации и произвольного внимания. |
Игры «Не пропусти животное», «Что изменилось», «Найди выход из лабиринта», «Да и нет – не говорить». |
Окончание табл.
18 |
«Наши ручки» |
Развитие активного произвольного, сенсорного концентрации и объема внимания. Развитие устойчивости внимания. |
Игры «Смотри на руки», «Найди два одинаковых дерева», «Выложи из мозаики цифры» и «Корова Маня и ее хозяйка». |
19 |
«Тучки» |
Формирование устойчивости внимания Развитие произвольного, сенсорного внимания и объема внимания. |
Игры «Сравни картинки», «Рыба, птица, зверь», «Выложи геометрические фигуры», «Посмотри и исключи лишнее». |
20 |
«Барабашка» |
Развитие объема, Наблюдательности, зрительного и активного внимания. |
Игры «Запомни стихи по картинкам», «Наблюдай за телом», «Слушай команды», «Расставь как было». |
21 |
«Фрукты, овощи» |
Развитие слухового, зрительного и устойчивости внимания. |
Игры «Слова», «Фрукты и овощи», «Лишняя буква», «Все помню». |
22 |
«Бомбочка» |
Развитие и тренировка концентрации внимания. Развитие произвольного, слухового и зрительного внимания. |
Игры «Раскрась вторую половину», «Выполни как показано», «Обезьянки», «Очередь» и «Топ-хлоп». |
23 |
«Повторяшки» |
Развитие и формирование концентрации, распределения и переключения внимания. |
Игры «Следи за своей речью», «Круги и хлопки» и «Шифровка». |
24 |
«Братья наши меньшие» |
Развитие концентрации, Слухового и произвольного внимания. |
Игры «Длинный хвост», «Угадай кто кричал», «Повтори рисунок по точкам» и «Выложи из палочек». |
Итак, работа по развитию свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста должна проводиться комплексно. В ходе сопровождения необходимо правильно сочетать психолого-педагогический и родительский подходы. Помощь взрослых важна и необходима ребенку, т.к. именно в дошкольном возрасте можно выделить существенные различия в степени устойчивости внимания, от чего зависит тип нервной деятельности, условий жизни ребенка и его здоровья. Главные изменения внимания в дошкольном возрасте заключается в том, что ребенок в первый раз начинает управлять своим вниманием, при этом сознательно направляя его на определенные предметы или явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства.