Развитие современной системы российского образования должно осуществляться в интересах формирования творческой личности как ведущего фактора экономического и социального прогресса общества. Потребность внедрения новых технологий обучения, адекватных сегодняшнему дню, стала объективной необходимостью. При этом в первую очередь в получении такого образования заинтересованы сами учащихся, которое поможет им адаптироваться в быстро изменяющемся мире.
Особое место в ряду педагогических технологий занимают методы активного обучения, суть которых заключается в формировании у студентов творческих и когнитивных компетенций. При этом ведущий преподаватель выступает как мотиватор, который ориентирован на формирование таких профессиональных компетенций, которые позволяют творчески решать нестандартные ситуации и генерировать уникальные идеи для достижения желаемых результатов [2].
Одной из эффективных форм передачи знаний, умений, обмена опытом, обучения и воспитания является мастер-класс, который предполагает создание условий для полноценного проявления и развития креативного потенциала его участников на основе организации пространства для совместного творческого проекта. Центральным звеном мастер-класса является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия. Мастер-класс можно рассматривать как методику «вызова» традиционной педагогике с большой дозой собственного авторского творчества, в которой сконцентрированы личность учителя с новым мышлением, способность создания коллективного творческого проекта, плюрализм мнений, возвышенный стиль, интерпретативная культура представления опыта [1].
В качестве примера можно привести проведение мастер-класса «Креативный квартал», который был представлен во время проведения Летней школы для учащихся 8-11 классов на базе Школы экономики и менеджмента ДВФУ [3]. Целью данного мероприятия является развитие творческого потенциала педагогов и учащихся путем взаимодействия в коллективной креативной среде.
Этапы проведения мастер-класса:
1. Постановка цели и задач, мотивирующих творческую деятельность каждого. Участникам раздаются карточки с названиями организаций (ресторан, банк, фотоателье, спортивно-развлекательный комплекс, студия компьютерного дизайна, почтовая служба и др.). Их задачей является придумать название и фирменный стиль организации, затем построить объемную конструкцию из полученного материала и найти свой адрес в воображаемом «Креативном квартале».
2. Работа с материалом, создание коллективного проекта в виде конструкции квартала. Все участники обеспечиваются необходимыми материалами (цветная бумага, ножницы, клей, картон, скотч, вырезки из журналов и т.д.). Во время проведения данного этапа педагог выполняет роль рекламного агента, его задача заключается в изготовлении рекламных баннеров для участников мастер класса, разработка макетов и согласование. Это самый длительный этап мастер-класса, он занимает до 2 часов.
3. Представление и интерпретация окончательного результата своего труда. Кульминация творческого процесса и групповая рефлексия.
Рекомендуемое количество участников – от 20 до 30, при это участники могут объединяться в группы по интересам и профилю деятельности компаний.