Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425


2187 KB

Поведение предпринимателей, бизнесменов, коммерсантов напрямую связаны с социальной, экономической и культурной системами. Творческий и поисковый характер является неотъемлемой чертой предпринимательской деятельности, в связи с этим инновационно-поисковый стиль поведения должен стать основной чертой современного отечественного предпринимателя. Осуществляемая предпринимательская деятельность сопряжена с целью получения стабильного и достаточного дохода, но такие результаты возможны только при достаточной активности предпринимателя.

Предпринимательство – это сложный феномен, включающий в себя систему социальных, культурных и экономических аспектов, в связи практическая деятельность может быть представлена в разрезе четырех измерений модели: производственная, инновационная, сбытовая и финансовая активность. Ключевую роль для успешной предпринимательской деятельности играет стремление к совершенству, а также такие качества предпринимателя, как нетерпеливость, нежелание перепоручать что-либо кому-то другому, энергичность, стремление усердно работать и так же всецело предаваться развлечениям, умение выделять существо проблемы. Как видно, это не столько качества, сколько мотивы поведения предпринимателей, которые во многом связаны с личными характеристиками.

По результатам итогового опроса представителей субъектов малого предпринимательства г. Москвы предпринимательскую активность в наибольшей степени определяют деловые качества предпринимателя, индекс влияния которых составил 7,5. В меньшей степени активность предпринимательства зависит от возраста предпринимателя, индекс которого составил 2,9 [2].

Из таблицы также видно, что все составляющие социального портрета предпринимателя определяют различные черты предпринимательской активности. Так, например, возраст предпринимателя в наибольшей степени воздействует на инновационную составляющую; мотивация, профессиональная подготовка, личностные качества и ценностные ориентации – на финансовую составляющую; деловые качества – на сбытовую, а социально-психологические – на производственную.

Таблица 1

Итоговые результаты опроса представителей субъектов малого предпринимательства г. Москвы [2]

Характеристики

социального

портрета

Составляющие предпринимательской активности

Индекс

предпринимательской активности

Сбытовая

Финансовая

Производ-ственная

Инновационная

Возраст

1,1

2,9

4,1

2,9

Мотивация

6,8

7,3

5,4

6,1

6,4

Профессиональная подготовка

4

6,4

5,5

5,4

5,3

Деловые качества

8

7

7,6

7,5

7,5

Социально-психологические качества

4,2

6,5

6,8

4,2

5,5

Личностные качества

3,8

5,5

7

1,9

4,6

Ценностные ориентации

5,4

7,2

6,2

5,8

6,1

Таблица 2

Совокупное воздействие характеристик социального портрета предпринимателя на предпринимательскую активность [2]

Составляющие предпринимательской активности

Индекс

Сбытовая активность

35,6

Финансовая активность

41

Производственная активность

41,4

Инновационная активность

35

Интегральная же оценка воздействия социального портрета предпринимателя как совокупности характерных черт и особенностей осуществления им предпринимательской деятельности представляется возможной в результате расчета совокупного воздействия характеристик социального портрета на индекс предпринимательской активности, как представлено в табл. 2.

Предпринимательская активность в части производственной активности на 41,4 % зависит от совокупности характеристик социального портрета. В части финансовой активности прослеживается чуть меньшая зависимость. Воздействуя на предпринимателя по направлению совершенствования характеристик его социального портрета можно добиться повышения его активности в производственной и финансовой сфере, которые способны саморегулироваться. Данный вывод позволяет обосновать необходимость смещения ориентиров прямой государственной поддержки с производственной и финансовой сферы в сферу сбыта и инноваций.

Факторы предпринимательской активности находятся в существенной зависимости от совокупности характеристик социального портрета. В этом случае можно говорить о том, что набор личностных качеств предпринимателя наряду с его профессиональной подготовленностью является значимой составляющей повышения предпринимательской активности.

Современный предприниматель должен знать основные положения: значение понятия «организация», место организационного поведения в системе менеджмента организации, содержание деятельности и модель качеств предпринимателя, значение личности в организации и ее структурные особенности, факторы группового поведения и методы изучения и анализа взаимоотношений в профессиональной группе, организационно-распорядительные методы управления, основы делегирования полномочий, теорию мотивации персонала, принципы эффективного поощрения и наказания работников, зарубежный опыт мотивации персонала, стили руководства, основы взаимоотношений с подчиненными, основы индивидуальной беседы с подчиненным.

В общем виде формулы организационного поведения можно представить следующим образом:

1) знание + умение = способность;

2) позиция + ситуация = мотивация;

3) способность + мотивация = потенциальные результаты индивида;

4) потенциальные результаты +ресурсы и возможности = результаты деятельности организации.