Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

1
1
2250 KB

Сегодня востребована подготовка «инновационного» специалиста, готового к преобразованиям в профессиональной деятельности, способного видеть проблемы практики и решать их, используя сформированные компетентности в области исследовательской деятельности.

Одной из ведущих целей в профессиональной подготовке учителя математики является формирование у обучающихся исследовательской компетентности.

Так как в настоящее время в высшей школе установлена двухуровневая система профессиональной подготовки учителя, в том числе и учителя математики (бакалавриат, магистратура), то мы в статье упор сделаем на вопросах формирования ориентировочной основы и опыта профессиональной деятельности исследовательского характера на магистерском уровне.

В настоящее время, в соответствии со стандартами третьего поколения, магистра надо готовить как исследователя для решения задач практики.

Основная образовательная программа подготовки магистрантов математического образования (ООП) сама уже содержит учебные дисциплины, направленные на формирование у обучающихся исследовательской компетентности – это дисциплина «Методология и методы научного исследования». Дисциплины ООП дают магистрантам знания, в структуре которых весомую часть занимают знания с исследовательским и творческим компонентами.

Следует подготовить магистранта к умению интерпретировать новейшие явления в теории и практике, быть компетентным в методах теоретических и прикладных исследований и уметь интерпретировать результаты проведенных исследований.

Исследовательская компетентность является не только целью но и средством развития личности.

В систему обучения магистрантов математического образования должны в комплексе включаться учебно-исследовательская, научно-исследовательская и научно-организационная деятельности.

Основываясь на исследованиях С.Б. Забелиной, Т.Е. Климовой, Н. В. Сычковой [15], выделим основные методические направления формирования исследовательской компетентности магистрантов математического образования:

а) реализация полилогической направленности содержания исследовательской деятельности (это направление обусловлено полилогичностью научно-исследовательского мышления);

б) моделирование исследований и реализация механизмов самостоятельной исследовательской деятельности (это направление связано с решением задачи вооружения магистрантов технологическими знаниями, привитие им умения самостоятельно добывать и преобразовывать знания);

в) применение рефлексивного подхода и создание личностно-созидательной системы исследовательского обучения (это направление обусловлено тем, что применение рефлексивного подхода способствует созданию личностно-созидательной системы исследовательского обучения).

Одним из средств формирования исследовательской компетентности магистров математического образования является работа по созданию элективных курсов для профильных математических классов, которые составляют вариативную часть профильного обучения. Элективные курсы позволяют в большей мере, чем базовые и профильные, построить процесс обучения с учетом способностей, склонностей и потребностей учащихся.

Известно, что одной из важнейших задач элективных курсов в условиях профильного обучения является знакомство учащихся со спецификой ведущих для выбранного обучающимся профиля видов деятельности, что будет способствовать профильному самоопределению школьников.

Сформированные у магистрантов компетентности по проектированию элективных курсов будут востребованы затем в профессиональной деятельности.

Магистрантам математического образования можно предложить работу по созданию элективных курсов по геометрии, основой которых служит идея локальной аксиоматизации. Эта идея исходит из того, что в школе невозможно полное знакомство учащихся с аксиоматическим построением курса геометрии. Построение какой-либо темы курса геометрии на основе локальной аксиоматизации предполагает не изучение готовой системы аксиом, а ее создание.

Г. Фройденталь отмечал, что в школе не нужно обучать готовой аксиоматике, но то, что «так высоко ценит настоящий математик, следует рассматривать в школе, – это процесс аксиоматизации».

Можно взять, например, разработку элективного курса «Локально дедуктивные теории трапеции». Подробный, обстоятельный разговор об этом читатель найдет в работе нашей бывшей аспирантки, а ныне кандидата педагогических наук, А. С. Рвановой [25].

В этой работе разработана методика организации деятельности учителя и учащихся по проектированию и реализации целевого и содержательного компонентов элективных курсов посредством локальной аксиоматизации, описаны организация и проведение элективных курсов.

О других проблемах подготовки магистров математического образования читатель найдет в наших работах [8, 9, 10, 11, 12, 13, 14].