Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1
2192 KB

Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) является основой для разработки системы объективной оценки уровня образования обучающихся, осуществляет доступность получения качественного общего образования. Основными затруднениями участников образовательных отношений на этапе введения ФГОС являются:

– упрощенное понимание сущности системно-деятельностного подхода;

– принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых (личностных, метапредметных и предметных) результатов;

– отсутствие опыта разработки основной образовательной программы образовательной организации, рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности.

В условиях реализации ФГОС работа с педагогами должна строиться с использованием системно-деятельностного, компетентностного, личностно-ориентированного, а также программно-целевого, проектно-целевого подходов.

Деятельностный акцент ФГОС основного общего образования заключается:

– в формировании готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

 – в проектировании и конструировании образовательной среды;

– в построении образовательной деятельности с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Современный педагог является тьютором, консультантом, организатором деятельности обучающихся по добыванию новых знаний.

Введение ФГОС ООО требует соответствующей научно-методической подготовки педагогических и руководящих работников, владение руководителей определенными компетенциями, т.е. он должен:

– владеть основными понятиями, знать основные нормативно-правовые документы по введению ФГОС;

– уметь оценивать деятельность образовательной организации, разрабатывать внутреннюю систему оценивания качества образования;

– уметь проводить мониторинг изменений, т.е. непрерывно отслеживать процесс реализации ФГОС;

– уметь разрабатывать критериальную базу оценивания образовательных результатов участников образовательных отношений;

– уметь оперативно анализировать ход введения и реализации ФГОС: давать интервью, посещать уроки, проводить совещания и т.д.;

– уметь осуществлять рефлексию своей управленческой деятельности по реализации ФГОС.

При переходе образовательных организаций на новый, более качественный уровень функционирования и развития необходимо обратить внимание на построение специально организованной управленческой деятельности, которая включает в себя:

– разработку нормативно-правовой базы введения ФГОС;

– разработку основной образовательной программы образовательной организации;

– создание системы условий (кадровое, информационное и материально-техническое, финансово-экономическое) для реализации основной образовательной программы образовательной организации;

– научно-методическое сопровождение введения и реализации ФГОС.

Кафедрой теории и практики управления образованием Института развития образования Республики Башкортостан осуществляется консультационная деятельность, удовлетворение научно-методических, учебно-методических, образовательных потребностей педагогических и руководящих работников через проведение различных семинаров, вебинаров, курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, разрабатываются учебно-методические материалы.

Например, рабочая тетрадь «Организация образовательной деятельности в условиях введения и реализации ФГОС». В данной рабочей тетради представлены нормативно-правовые документы, четко расписаны модель и алгоритм деятельности образовательной организации в условиях введения и реализации ФГОС; даны критерии готовности образовательной организации к введению ФГОС и модели, направления, формы и способы организации внеурочной деятельности; разработаны требования к современному уроку. Также в рабочей тетради предусмотрена возможность использования участниками образовательных отношений кейс-методов и методов управления образовательной организацией в условиях введения и реализации ФГОС.

В раздел «Методическое обеспечение» включены рекомендации руководителям образовательных организаций по разработке основной образовательной программы образовательной организации, методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в условиях введения и реализации ФГОС основного общего образования, глоссарий «Федеральный государственный образовательный стандарт», требования к составлению проектов, рекомендации по подготовке речи, рекомендуемая литература.

В результате обучения на курсах повышения квалификации руководители образовательных организаций смогут:

– разработать основную образовательную программу образовательной организации;

– планировать управленческие действия, принимать решения в условиях введения и реализации ФГОС;

– организовывать, координировать, направлять и контролировать деятельность педагогов в условиях введения и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов;

– моделировать внеурочную деятельность;

– приобретут умения по разработке модели образовательной деятельности в условиях введения и реализации ФГОС.

Рабочая тетрадь «Организация образовательной деятельности в условиях введения и реализации ФГОС» адресована также преподавателям системы повышения квалификации управленческих кадров. Материалы пособия будут полезны всем лицам, ведущим подготовку управленческих кадров системы общего образования: методистам центров и муниципальных методических служб, руководителям и специалистам органов управления образованием муниципального уровня.

В условиях введения и реализации ФГОС предстоит большая работа по организации научно-методического сопровождения введения и реализации ФГОС. Образование в условиях реализации ФГОС может осуществить только высококвалифицированный, творчески работающий, конкурентоспособный педагог, ориентированный на духовно-нравственные ценности. Одна из главных задач руководителя образовательной организации – вовремя выявлять затруднения в деятельности педагогов и своевременно оказывать им методическую помощь. Также важно своевременное информирование общественности через родительские конференции, средства массовой информации, интернет-ресурсы по проблемам введения и реализации ФГОС.