Состояние здоровья матери и ребенка – актуальная проблема здравоохранения всех стран мира. По данным экспертов ВОЗ ущерб, наносимый врожденным сифилисом, по-прежнему недооценивают, т.к. в мире ежегодно регистрируется 270 000 случаев врожденного сифилиса. С данной инфекцией связаны ежегодные натальные потери, составляющие до 460 000 случаев в год за счет самопроизвольных абортов. Сифилис является вероятной причиной ежегодного рождения 270 000 детей с низким весом и причиной 270 000 преждевременных родов (ВОЗ, 2004) [1].
Обзор исследований, проведенных в 70-80 гг. XX в., выполненный S.K. Hira et al. (1990), продемонстрировал значительные колебания доли серопозитивных лиц среди беременных, посещающих женские консультации, – от 0,03 % в Шотландии до 16,0 % в Бразилии [16]. В базе данных ВОЗ по исследованиям распространенности и заболеваемости ИППП доля серопозитивных лиц среди беременных составляла: в Африке – от 0,2 % в Буркина-Фасо до 8,4 % – в Южной Африке; в Америке – от 0,09 % в Гватемале до 5,8 % – в Гаити; в Юго-Восточной Азии – от 0,8 % в Индонезии до 2,5 % – в Бангладеш; в Европе – от 1,5 % – в Финляндии до 1,7 % – в Азербайджане; в Западной части Тихого океана – от 0,1 % в Республике Корея до 7,1 % – в Папуа-Новая Гвинея. Однако эксперты ВОЗ считают, что цифры, полученные из опубликованных исследований, имеют ряд недостатков, среди которых отсутствие данных из многих стран, преимущественное включение городского населения и женщин, посещающих женские консультации, а также небольшие размеры выборок, в результате данные по доли серопозитивных лиц среди беременных занижены [1].
По данным J. Valderrama et al. (2004) заболеваемость сифилисом среди беременных в Перу составляет 3,1 %, в Парагвае 6,2 %; заболеваемость врожденным сифилисом – 1,4 на 1000 новорожденных в Сальвадоре, 12,0 на 1000 новорожденных в Гондурасе [20]. Kwiek JJ et al. (2008) при обследовании в Малави 3824 женщин в третьем триместре беременности диагностировали сифилис у 198 (5 %). Исследователи указывают на необходимость увеличения дородового скрининга на сифилис всех беременных. Исследователи выделяют факторы, влияющие на заболеваемость врожденным сифилисом: недооценка данной проблемы политическими деятелями, организаторами здравоохранения, недостаточная доступность дородового наблюдения и скрининговых исследований, дискриминация, окружающая болезни, передаваемые половым путем [17]. C. S. Rodrigues et al. (2004) при обследовании 3047 рожениц в Бразилии обнаружили сифилис у 1,7 %. Авторы выделяют факторы риска заболеваемости врожденным сифилисом- доход семьи ниже одной минимальной заработной платы, начало половой жизни до 17 лет, беременность в возрасте 14 лет и раньше, сифилис или другие ИППП в анамнезе, ВИЧ-позитивный партнер, мертворождение в анамнезе. Авторы отмечают, что только 43,0 % женщин имели шесть или более дородовых посещений, и только 3,0 % имели одно серологическое обследование на сифилис в течение первого триместра беременности и повторное скрининговое исследование в течение третьего триместра [18]. Эпидемия врожденного сифилиса в Балтиморе произошла на фоне резкого снижения заболеваемости сифилисом в Соединенных Штатах. Максимальный показатель заболеваемости врожденным сифилисом в масштабах всей страны (107 случаев на 100 тыс. живорожденных младенцев) был зафиксирован в 1991 г. К 1996 г. заболеваемость врожденным сифилисом в Соединенных Штатах снизилась на 72,0 % и составила 30 случаев на 100 тыс. живорожденных детей. В 1996 г. уровень заболеваемости врожденным сифилисом в Балтиморе почти в 10 раз превышал общенациональный показатель. В 1996 г. заболеваемость врожденным сифилисом среди афро-американцев в Балтиморе и по стране в целом составляла 564 и 128 случаев на 100 тыс. живорожденных детей соответственно. Четко выраженная ассоциация заболеваемости врожденным сифилисом с расовой принадлежностью позволяет предположить существование определенных факторов (например, качества работы медицинских учреждений), которые могли способствовать развитию этой эпидемии с преимущественным поражением чернокожего населения [2].
D.A. Gust и др. (2002), проанализировав 14 627 случаев врожденного сифилиса в США, включающие 760 мертворождений, отмечали, что, несмотря на снижение заболеваемости врожденным сифилисом, соотношение между смертностью от врожденного сифилиса и заболеваемостью оставалось без изменений. Это позволило авторам сделать вывод, что показатели смертности связанные с сифилисом и в дальнейшем будут оставаться важной проблемой национального здравоохранения [15].
За период с 1993 по 1997 г., к моменту максимального роста заболеваемости сифилисом в России, в регионах Урала, Сибири и Дальнего Востока заболеваемость сифилисом среди беременных возросла в 10,9 раза, а их удельный вес составлял до 7,8 % от общего числа женщин с этим диагнозом. Число детей с врожденным сифилисом в регионе за этот период возросло с 33 до 268 случаев (рост в 8,1 раза) [4]. Исследователи отмечают, что одной из негативных тенденций в эпидемиологии сифилиса у беременных является преобладание в данной группе раннего скрытого сифилиса. Так, в ходе проводимого в РФ пилотного проекта по эпидемиологическому надзору за регистрацией случаев врожденного сифилиса было установлено, что у женщин, родивших детей с врожденным сифилисом, в 78,0 % случаев был диагностирован ранний скрытый сифилис.
Начиная с 1999 г., в РФ наметился спад заболеваемости врожденным сифилисом. Так в 1999 г. было зарегистрировано 743 случаев врожденного сифилиса, в 2002 г. – 619, в 2003 г. – 506, в 2013 г. – 131. Однако даже единичные случаи врожденного сифилиса – чрезвычайное явление для общественного здравоохранения, поскольку при своевременно поставленном диагнозе и лечении инфицированной беременной удается предотвратить заражение плода [19].
Продолжающаяся регистрация случаев врожденного сифилиса – индикатор качества оказания медицинской помощи беременным, характеризующий состояние общественного здравоохранения и отражающий уровень взаимодействия врачей акушеров-гинекологов, дерматовенерологов, педиатров и эффективность проводимых противоэпидемических мероприятий [10]. По мнению авторов, у беременных, больных сифилисом, нелеченных, или неадекватно леченных, наблюдается высокая частота случаев гибели плода или мертворождений [14]. Задержка начала терапии приводит к неадекватному, позднему лечению и соответственно увеличивается возможность инфицирования плода, возрастает вероятность прерывания беременности, мертворождения и рождения ребенка с сифилитической инфекцией [9].
Таким образом, современная эпидемиологическая ситуация диктует необходимость разработки экстренных и эффективных мер профилактики сифилиса у беременных и новорожденных.
В настоящее время в мире, в том числе в России, наблюдаются резкие социально-экономические изменения, результатом которых является появление новых ядерных групп, таких как, беженцы, мигранты, безработные, а также уязвимых групп, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что требует разработки новых индикаторных показателей для анализа и проведения адекватных профилактических мероприятий, а также разработки и внедрение современных медицинских технологий [6, 7, 11, 12].
Так для улучшения качества в индустриальных системах в 1931 г. В. Шихарт предложил научный метод, который он назвал циклом plan – do – check – act (PDCA). Исследователь полагал, что при улучшении качества должны строиться подходы через планирование изменений (plan) и выполнение их (do) к оценке эффекта (chek) и широкому их внедрению в практику (act). Эффективность данных подходов в медицинской практике доказывалась многими исследователями [3, 8, 9, 13].
Анализ литературных данных показал, что, несмотря на многочисленность исследований, посвященных проблеме заболеваемости сифилисом, в них рассматриваются преимущественно тенденции динамики и структуры заболеваемости. Вместе с тем для стабилизации эпидемии необходимы как сравнительные исследования с учетом социальных трансформаций и географических особенностей проживания пациентов, так и современные организационные стратегии профилактических и противоэпидемических мер на уровне субъекта Федерации. Исследования в этом направлении представляет социально-экономическое значение.