Перенос центра тяжести проведения социально-экономических реформ в регионы требует от руководства создания современной модели управления хозяйственным комплексом Республики Саха (Якутия) на основе рационального природопользования и сохранения качества окружающей среды. В свое время, еще в 1996 году в республике была принята Государственная экологическая политика первого Президента Республики Саха (Якутия) Николаева М.Е. Программа была закрыта в 2001 году и к сожалению, не получила дальнейшего продолжения.
Но это был прорыв в области охраны окружающей среды в республике, потому что в соответствии с заложенными в программе задачами, были приняты основополагающие законодательные акты. В первую очередь это – Закон Республики Саха (Якутия) от 25.12.2003 104-З N 211-III (ред. от 11.10.2012) «Об охране окружающей среды Республики Саха (Якутия)» (принят постановлением ГС (Ил Тумэн) РС(Я) от 25.12.2003 З N 212-III), Закон Республики Саха (Якутия) от 27.01.2005 205-З N 415-III (ред. от 14.10.2009) «Об экологическом образовании и просвещении» (принят постановлением ГС (Ил Тумэн) РС(Я) от 27.01.2005 З N 416-III) Закон Республики Саха (Якутия) от 01.03.2011 910-З № 713-IV (ред. от 26.03.2015) «Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия) (новая редакция)» и др.
С учетом принятия «Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики в РС(Я) до 2020 г», подразумевающую комплексное и широкое освоение природных ресурсов республики, логично было бы разработать Государственную экологическую политику на период действия Схемы.
Правительством РС(Я) также приняты глобальные планы по газификации населенных пунктов и по благоустройству населенных пунктов, а также по обеспечению населения чистой питьевой водой.
Актуальность разработки концепции экологической политики РС(Я) определяется следующими факторами:
• сложностью физико-географических условий, обширной территорией и отсутствием дорожно-транспортной сети;
• наличием в РС(Я) территорий, подверженных усиленной эксплуатации промышленностью и сельским хозяйством;
• пристальным вниманием к вопросам развития Арктики;
• устаревшими основными производственными фондами, которые не могут обеспечить комплексное и рациональное использование природных ресурсов и, соответственно, минимизировать воздействие на окружающую среду;
• многократным превышением темпов роста загрязненных и нарушенных земель над темпами их рекультивации, низким уровнем переработки и утилизации вторичных и попутных ресурсов, отходов производства и потребления, незначительным удельным весом внедренных ресурсосберегающих и малоотходных технологий;
• высокой антропогенной нагрузкой на экосистемы региона, являющейся причиной утраты биологического разнообразия, представляющей угрозу для выполнения экологических (очистка воздуха и воды, стабилизация и регулирование климата, детоксикация и утилизация отходов и пр.), рекреационных функций, пополнения запасов пищи;
• необходимостью оптимизации взаимодействия населения с органами государственной власти, местного самоуправления и бизнесом в решении экологических проблем.
Основная задача экологической политики в регионе – преодоление негативных проявлений деэкологизации производства и обеспечение стабилизации экологической ситуации в условиях экономического кризиса.
Переход к устойчивому развитию, формирование и, особенно, реализация экологической политики возможны в результате радикального изменения мировоззрения, системы общественных ценностей, представлений о развитии экономики и цивилизации в целом.
Низкий уровень экологической грамотности и культуры снижает активность населения в решении экологических проблем и усиливает угрозу утраты экологического и культурного потенциала. И в этом направлении принятый «Закон об экологическом образовании и просвещении» (2005), целью которого является формирование системы всеобщего и непрерывного экологического образования и просвещения, стал крайне необходимым инструментом для повышения уровня экологической культуры населения республики.
Благодаря определению приоритетных направлений были предложены механизмы реализации:
Во-первых, это создание нормативно-правовой базы по непрерывному экологическому образованию, воспитанию и культуре и внедрению в общую систему образования на региональном уровне.
Во-вторых, необходима разработка учебно-методического обеспечения непрерывного экологического образования и воспитания.
В настоящее время в РС(Я) создается система учебно-методического обеспечения, содержания и форм непрерывного экологического образования и воспитания различных групп населения. Эта работа должна быть продолжена и на базе общегосударственных образовательных стандартов сформированы учебные планы и программы, учитывающие региональную специфику, уровень экологической культуры и грамотности населения. Кроме того, учебно-методическое обеспечение должно быть достаточным и доступным для всех социальных групп и слоев населения и предоставлять населению достоверную экологическую информацию.
В-третьих, подготовка специалистов в области непрерывного экологического образования, воспитания и культуры. Для достижения этой цели необходимо обеспечить организацию и финансирование подготовки специалистов по экологическому образованию на базе среднего специального, высшего постдипломного и дополнительного образования.
Недостаточное количество специалистов по экологическому образованию не позволяет в настоящее время в полной мере сформировать систему непрерывного экологического образования, воспитания, просвещения и повысить уровень экологической культуры. Достаточное количество специалистов со специальным экологическим образованием позволит создать такую систему и ускорит реализацию экологической политики в регионе.
Тем не менее, сейчас можно констатировать, что благодаря, и принятию федеральных стандартов, и работе региональных органов исполнительной власти, в лице Министерства охраны природы и Министерства образования РС(Я) ситуация в области образования и воспитания на уровне детсадовских, школьных и вузовских программ сдвинула ситуацию в лучшую сторону. В Северо-Восточном федеральном университете им. М.К.Аммосова накоплен достаточный опыт по подготовке кадров по специальности «Природопользование» с квалификацией эколог-природопользователь. Но переход на многоуровневое образование по Болонскому процессу предопределило перестроиться на подготовку бакалавров и магистров по направлению «Экология и природопользование», что создало определенные трудности по трудоустройству выпускников, в еще не перестроившихся производственных и природоохранных структурах.
Большая работа всех экологов (профессионалов, общественников) начинает приносить свои плоды: организована современная подготовка высокообразованных специалистов-природопользователей и экологов, а также началась подготовка учителей экологии. Проводится много разных курсов, семинаров, летних школ и экспедиций, дискуссионных площадок по разным экологическим проблемам, акции и разные мероприятия по экологическим датам призванных повышать экологическую грамотность и культуру, как у организаторов всех уровней, так и у населения.
Комплектование библиотек, учебных лабораторий экологической литературой (особенно региональной тематики), демонстрационными и наглядными пособиями, материалами, приборами позволит обеспечить современный уровень подготовки специалистов и повысить интерес населения к экологическим проблемам.
Переход на экологически безопасное развитие невозможен без формирования на основе добрых исторических традиций и опыта народов Якутии нового менталитета человека, направленного на достижение гармоничного сосуществования с природой. Надо надеятся, что ожидания от уже сделанного должны оправдаться, когда подрастет поколение, охваченное экологическим образованием и воспитанием.
В республике намного выросло количество разных мероприятий, их своевременное оповещение через СМИ, намного активнее население стало участвовать в акции «Природа и мы», ежегодно проводимой МОП РС(Я), НПК «Отходы в доходы», инициируемая кафедрой экологии ИЕН СВФУ, воистину стало всенародной. Народ сам стал озеленять свои дворы, улицы, проводит массовые мероприятия по сбору заброшенных остовов машин, мусора на местах отдыха, идет активное участие по строительству детских площадок, мест рекреации и т.д. Большое внимание стали обращать на обустройство сельских домов отдыха и организации оздоровительных комплексов.
Таким образом, экологическое образование и просвещение, направлены на достижение глубокой экологизации общественного сознания, внедрение экологической культуры и нравственности во все сферы деятельности человека, оптимизацию общественного экологического движения и охватить все слои населения.