Деятельность по изучению мнения студентов и выпускников предусматривает работу по организации: анкетирования студентов, выпускников и электронного общения с ними; проведения кураторского часа и старостата, заседаний учебных секторов по образовательной программе (ОП) в студсовете и Советов выпускников , где обсуждаются вопросы содержания и качества предоставления ОП; социологической группы, изучающей мнения студентов и выпускников.
В рамках системы менеджмента качества университета [1-4] должна проводиться оценка, как в рамках образовательной программы (ОП): функционируют структуры, обеспечивающие изучение мнения студентов и выпускников; проводится анкетирование студентов и выпускников; анализируются и обсуждаются результаты выявления мнений студентов и выпускников; используются результаты анализа и обсуждения мнений студентов и выпускников.
Проверка, оценка и обсуждение деятельности по оценке удовлетворенности студентов и выпускников качеством предоставления образовательных программ предусматривает анализ: достигнутой результативности по удовлетворенности содержанием и качеством предоставления ОП; заключений независимых экспертов служб ректората; мнений студентов и выпускников.
Предложены три уровня оценки деятельности по определению удовлетворенности студентов и выпускников качеством предоставления образовательных программ .
Для первого (низшего уровня) характерно следующее. При реализации ОП проводится выявление мнения студентов и их удовлетворенности по вопросам содержания и качества предоставления ООП при беседах со студентами в рамках кураторского часа (фиксируется в дневнике куратора) и при проведении старостата (фиксируется в протоколе заседания). Мнения студентов обобщаются кураторами групп и деканатом. Прослеживаются места трудоустройства выпускников и поддерживаются контакты с ними. Эпизодически для оценки удовлетворенности студентов и выпускников осуществляется анкетирование по процессам системы менеджмента качества университета.
Для второго уровня дополнительно присущи следующие признаки. При реализации ОП по завершению семестра проводится анкетирование студентов по вопросам содержания и качества преподавания изученных дисциплин. Имеется соответствующая анкета. Результаты анкетирования анализируются и обсуждаются на заседаниях кафедр. Регулярно проводятся встречи с выпускниками и их анкетирование по вопросам содержания и качества предоставления ООП. Имеется соответствующая анкета. Предпринимаются корректирующие действия по содержанию и качеству предоставления образовательных услуг по ОП.
Для третьего (высшего) уровня характерно следующее. В рамках ОП создана социологическая группа для изучения мнений и удовлетворенности студентов и выпускников. В студсовете созданы учебные сектора по соответствующим ОП. Ими ежемесячно проводится обсуждение содержания и качества преподавания изучаемых дисциплин. Соответствующие решения доводятся до руководителя ОП. Создан Совет выпускников ОП; проводятся его заседания c обсуждением содержания рабочих программ и учебно-методических комплексов по дисциплинам. Функционирует система электронного общения со студентами и выпускниками, имеются свидетельства их мнений. Предпринимаются предупреждающие действия по содержанию и качеству предоставления образовательных услуг по ОП, их улучшению.
Разработана квалиметрическая таблица для оценки деятельности по определению удовлетворенности студентов и выпускников качеством предоставления образовательных программ в модели обеспечения качества проектирования и реализации ОП.