Развитие современного общества диктует особые условия дошкольным организациям образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. В связи с повышением требований к качеству воспитательно-образовательного процесса меняется и отношение к уровню профессионального становления педагога. В этой ситуаций особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов. Актуальность вопроса повышения профессиональной компетентности педагогов обусловлена ускоряющимся процессом морального обесценивания и устаревания знаний и навыков специалистов в современном мире. По оценке американских ученых ежегодно обновляется 5 % теоретических и 20 % профессиональных знаний, которыми должен владеть специалист.
Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования и прохождения курсовой подготовки. Курсы повышения квалификации ставят перед собой цель развития профессиональной компетентности, мастерства, культуры, обновления теоретических и практических знаний специалистов. В учебный процесс курсов включаются разнообразные формы и методы активного обучения: лекции, семинары, практикумы, консультации, круглые столы, мастер-классы, работа в творческих группах, а также систематические тренинговые занятия с акцентом на профессионально значимые качества и умения. При проведении занятий применяются разнообразные приемы: решение педагогических ситуаций, метод имитации рабочего дня воспитателя, «мозговой штурм» и др. Цель таких занятий – единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, характеризующей профессионализм воспитателя. В качестве итогового контроля на курсах повышения квалификации педагогов слушатели разрабатывают и защищают проектные работы. Это способствует осознанию педагогом необходимости и возможности разработки им важной для него проблемы. Подготовленные к защите материалы иллюстрируются логически выстроенными презентациями, схемами и моделями организации образовательного процесса в детском саду. Целью презентации являются предоставление педагогам возможности для публичного выступления, самовыражения, повышение мотивации, интереса к профессиональной деятельности, престижности выполнения проектов, обучение педагогов умению презентовать свою работу, обучение педагогов технологии проектной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, занимаясь самобразованием. Самостоятельная работа по самообразованию позволит им пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. В результате такой работы у педагогов будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал. В заключении хотелось бы отметить, чем выше уровень профессиональной компетентности педагогов, тем выше уровень качества образования в дошкольных организациях образования.