Особое место в деятельности педагогов начального образования занимает формирование исследовательской деятельности школьников. И важно, чтобы такая работа активизировалась не только в начальной школе, но и в дошкольной организации образования. На этом уровне должна сохраняться преемственность. В этой деятельности дети приобретают опыт совместной деятельности, развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.
Комплекс «Детский сад-Школа-Гимназия» № 46 г. Астаны активно работает в реализации идей преемственности всех ступеней образования. В реализации исследовательского подхода в обучении Комплекс достиг положительных результатов. Учитель учит детей не просто накапливать знания, а получать информацию, анализировать ее и применять. А главное, применять полученные исследовательские навыки на всех предметах. Задача учителя – выявить интерес у ребенка к проблеме, тогда само исследование будет посильным и полезным.
Большой опыт по формированию навыков исследовательской деятельности младших школьников накоплен в школах № 16, 35, 53 г. Астаны. В первую очередь учитель организует массовое участие детей в исследовательской деятельности, т.е. дети проводят кратковременное исследование по какой либо теме, предложенной учителем. В детском саду, дети, отправляясь на прогулку, получают задание: какие деревья растут на территории детского сада, какие птицы пролетают над микрорайоном и т.д. Это эмпирические исследования детей. Особое внимание уделяется выбору темы исследования. Тема должна быть интересна ребенку, выполнима, доступной возрасту ребенка, оригинальной (нестандартно смотреть на обычные предметы или явления), экспериментальная работа не должна быть длительной по времени. Итоговый результат ребенка – это защита проекта, которую учитель организует с особым вниманием.
Критерии оценки детских исследований, разработанные учителем, также имеют большое значение. Стоит обратить внимание на следующее: сформированность исследовательских навыков; оригинальность и познавательная ценность собранного материала; структура и логика работы; язык и стиль изложения, ответы на вопросы.
Педагог в своей деятельности всегда стоит перед выбором необходимого метода работы с детьми. Но в современных условиях требуются новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, установить взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой. Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. И над этим должны работать мы, учителя. Это требует от нас высокого уровня знаний и хорошего владения методиками исследования.