Ключевой фигурой современной школы является учитель. Современная школа требует нового учителя, который бы не только транслировал знания, но и ориентировал бы выпускника вдумчивому отношению к собственной жизни, окружающей среде, развитию индивидуальности, способного к самореализации. Такое образование может осуществить только высококвалифицированный, творчески работающий, социально активный и конкурентоспособный учитель, ориентированный на национальные ценности.
Основной целью повышения квалификации педагогических работников школы является развитие их профессиональной компетентности, формирование устойчивых навыков системной рефлексии педагогического процесса и его результатов, придание структурной целостности педагогической деятельности каждого из них, что в совокупности обеспечит выполнение требований по достижению современного качества образования.
Пути профессионального развития педагога и поддержание их на требуемом уровне происходит в двух основных формах: самообразования-самосовершенствования и повышения квалификации. Самообразование-самосовершенствование – предоставляет творческую свободу педагогу. Содержательно он включает изучение и апробацию тех материалов, которые связаны с профессиональными потребностями учителя. Повышение квалификации проводятся по обновленным программам.
Профессиональное развитие учителя осуществляется через переход от «учителя-информатора» к «учителю-фасилитатору». Учителям, которые были на курсах знакомы слова: фасилитатор, коллоборативное обучение, челленджер.
В теоретических и практических разработках в области обучения и воспитания Карла Роджерса и других психологов гуманистического направления исследованы особенности личности, деятельности, общения и творчества педагога-фасилитатора. Учитель-фасилитатор – педагог, который своим присутствием и воздействием облегчает проявление инициативы, самостоятельности обучаемых, содействует процессу их психического развития и обеспечивает положительное межличностное взаимодействие. Педагогическая фасилитация как процесс – это облегчение и усиление продуктивности образования, обучения и воспитания, развитие субъектов педагогического взаимодействия за счет их стиля общения и особенностей личности педагога и учащегося.
Системообразующим фактором непрерывного образования стала идея развития человека как личности, субъекта деятельности и общения во все периоды его жизни. Согласно научным исследованиям, непрерывным является образование, охватывающее все виды (уровни) образования, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее человеку право и возможности реализации индивидуальной программы его получения, пополнения и совершенствования ранее приобретенных знаний, умений и навыков на протяжении всей его жизни.