Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

2
2
2133 KB

Если попросить взрослого описать как можно подробнее мир детства, он включит в картину родительскую любовь, игры, танцы, спорт, дружбу, даже хорошую погоду – а о деньгах ни слова. Богатство и бедность – взрослая тема. Но, оказывается, не для современных детей. Мысли о социальном неравенстве закладывают в их головы очень рано... Кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН Татьяна Дробышева утверждает, что уже в пять лет ребенок отлично осознает, в чем разница между бедными и богатыми. И доказывает это результатами практического исследования. 117 детей от 5 до 7 лет поучаствовали в рисуночном тесте: детям было предложено нарисовать двух человек, бедного и богатого. Первое, что удивило исследователей, – они создают отдельные миры для того и другого. Дети либо разделяют фигуры человечков предметами мебели, вещами, либо вообще рисуют на разных сторонах листа, без малейшей подсказки взрослого. Во-вторых, даже если пятилетние дети рисуют своих персонажей без точного указания на пол и возраст, схематично и неумело, они четки и единодушны в одном: богатые человечки неизменно улыбаются, а лица бедняков либо ничего не выражают, либо изображены печальными и озабоченными. Наконец, дети выражают понимание различия богатых и бедных на всех уровнях. Только у богатых детей есть в руках какие – либо предметы, чаще всего мобильный телефон или даже схематические изображения купюр как продолжение рук; рядом с богатыми часто обнаруживаются желтые горки с условными монетами; только богатые нарисованы яркими цветами, более четко, с сильным нажимом на карандаш. Здесь сразу два интересных замечания: во-первых, дети изображают богатых и бедных похожими внешне, одинаковыми по размеру; во-вторых, отличие в восприятии зафиксировано не в нарисованных фигурах, а в пространстве между ними. Именно у детей из среднего жилого фонда нет общей среды между богатым и бедным: их обязательно разделяет стена, стул или хотя бы дерево, они никогда не держатся за руки, между ними нет никаких отношений. В то время как у детей из элитных домов и из бедных кварталов время от времени проскальзывали фантазии насчет отношений богатого и бедного: один просил у другого денег, один жаловался другому на недостаток денег и так далее. Формирование представлений детей о богатстве и бедности опирается на информацию из сказок и фольклора, традиций и обычаев, а передача и усвоение осуществляется в процессе общения с родителями, под влиянием СМИ, сверстников, школы и даже детского сада. Часто как фактор формирования эмоционально-нравственной сферы ребенка рассматриваются волшебные сказки. Было установлено, что представления младших школьников о бедных людях в целом более реальны, а представления о богатых скорее идеальные.

Итак, ранняя экономическая социализация исходит не от природы, не от культуры, а от социума. В первую очередь родители охотно знакомят детей с представлениями о богатстве и бедности, продолжая уверять себя и других в том, что вопрос денег – недетский. Школа как институт социализации постепенно ориентирует детей на благоприятное восприятие частной собственности и материального неравенства. То есть влияем на детей мы. Мы, взрослые постоянно говорим ребенку о деньгах, обращаем его внимание на экономические факторы, мотивируем на будущий достаток, пугаем бедностью. В результате уже в пять лет дети наэлектризованы нашими комплексами и путают категории достатка и счастья – сначала по наивности, потом по привычке. Пожалуй, нам стоит все-таки поберечь сознание детей и не вводить их в тернии экономического мира раньше времени.