На современном этапе модернизации образовательных систем, в условиях их интеграции в мировое образовательное пространство, ориентированное на сохранение благоприятной природной среды в целях устойчивого развития общества и повышения уровня экологической культуры в целом, необходимо уделять особое внимание профессиональной подготовки педагогов, формирующих новое экологическое сознание подрастающего поколения. Международные документы по экологическим вопросам свидетельствуют о глубокой озабоченности мирового сообщества проблемами экологического образования, которые в тех или иных формах дают знать о себе во всех странах мира [1]. Именно образование как сфера, наиболее тесно связанная с формированием экологической культуры личности, в состоянии преодолеть негативные тенденции в развитии общества. Ключевой фигурой в этой сфере был и всегда остается педагог – компетентный профессионал-учитель, владеющий всем арсеналом средств экологического воспитания, творческая личность, способная к осуществлению экологизации целостного педагогического процесса, стремящаяся к совершенствованию своих профессиональных знаний и умений. Целью экологической подготовки педагогов должно стать содействие дальнейшему развитию экологической компетентности педагога, его способности эффективно решать профессиональные задачи, обусловленные стратегическими направлениями реализации в практической деятельности экологического образования и воспитания учащихся. Экологическое образование должно сформировать новые знания, новую нравственность и систему ценностей человечества, которое в своих потребительских интересах вышло за рамки возможностей биосферы. Новому поколению всех государств необходимо вливаться в мировое движение к устойчивому развитию, включающее в себя целенаправленное «конструирование» будущего, гармонизацию социально-экономических процессов с учетом интересов не только нынешнего, но и будущих поколений планеты.
Одно из основных условий перехода современного общества к устойчивому развитию – реформирование целей и содержания нынешнего образования как социального института. Экологическое образование должно приобрести статус ведущего, т.к. социальная сущность экологического образования заключается в осознании того, что никакие другие знания человека, общества и человечества о природе не могут заменить знания экологические. Серьезнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внес существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Необходимо внимательнейшим образом подойти к проблеме экологического кризиса и противодействовать ему посредством образования. В связи с этим современные педагоги должны быть готовы к осуществлению процесса экологизации школьного образования [2].
Важнейшая платформа формирования экологически правильного отношения школьников к природе – это процесс воспитания и обучения, в ходе которого они овладевают общественно ценными отношениями и действиями. Формирование у школьников положительного отношения к окружающей среде является целенаправленным процессом и требует системного подхода. От учителей во многом зависит планирование и организация общественно-полезных действий учащихся по защите окружающей среды. Поэтому уже в стенах вуза необходимо готовить будущих педагогов к осуществлению экологического воспитания учащихся, научить их создавать благоприятные условия для формирования экологической культуры учащихся через познавательную, опытническую, творческую, практико-исследовательскую, краеведческую, спортивно-оздоровительную деятельность.
Сформировать у учащихся бережное отношение к природе сможет учитель, который сам увлечен благородной задачей охраны окружающей среды и испытывает устойчивый интерес к природоохранной работе. В этой связи специально организованная экологическая подготовка учителей, как составная часть их профессионально-педагогической подготовки, способствует решению важной задачи – развивает экологическую культуру, формирует убеждения в необходимости охраны природы. Это важная предпосылка реализации непрерывного экологического образования, как одного из самых приоритетных направлений развития нашего общества, ведь современная школа сегодня испытывает острую потребность в педагоге-универсале, который глубоко знает не только свой предмет, но и педагогические закономерности воспитания будущих заботливых хозяев родной земли, бережно относящихся к природе и людям.