Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

2 2
2
2185 KB

В работе психолога необходим учет индивидуальных потребностей, интересов, склонностей и способностей. К сожалению, это часто бывает только на теоретическом уровне, а вот практической реализации не всегда достигает. Необходимо полностью индивидуализировать работу психолога. Индивидуализация основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления самостоятельно ставить цели и достигать их. Внимание педагогов и психологов должно быть направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном и воспитательном процессе. Индивидуализация – это обучение и воспитание, при организации которого учитывается вклад каждого отдельного ребенка в эти процессы. Индивидуализация основывается на том, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает собственные знания, умения, отношения, навыки, личностные особенности и т.д. [1].

Индивидуализация рассматривает личность ребенка и психолога так, как будто бы они вместе закладывают основы личности. Особенно необходимо помнить о том, что в процессе психологической поддержки психолог должен видеть в каждом ребенке лишь позитивные стороны, недостатки должны перерастать в достоинства. Индивидуализация обеспечивает своего рода баланс между потребностями отдельной личности, обеспечивает место и реальный процесс введения демократических ценностей и основ (как для детей, так и для психологов). Она создает душевную атмосферу в коллективе, которая сочетает в себе терпимость и принятие каждого отдельного ученика. Позитивно реагируя на индивидуальные особенности детей (способности, стиль обучения, потребности, интересы и пр.), педагог-психолог демонстрирует детям, что принять другого, конструктивно и позитивно отреагировать на различия. Противоположный подход, предполагающий, что все дети одинаково реагируют на определенный метод обучения и воспитания, что следует быть «как все», «не проявлять характер», «не требовать лишнего» способствует конформизму и часто оказывается неэффективным, приводит к подавлению интересов многих учащихся [2].

Особенно эффективно использовать в процессе обучения и воспитания такие технологии как личностно-ориентировочную технологию, игровые технологии, технологию проблемного обучения, гуманистические идеи педагогики сотрудничества и т.д. Применение этих технологий позитивно влияет на развитие свободной личности, умеющей самостоятельно формировать стиль своего обучения и личностного развития. Применение данных технологий в группах будет так же результативным, как и для отдельной личности. При этом дети становятся заинтересованными участниками всего процесса обучения и воспитания, приобретающего для них собственное значение, целостность и значимость, а не сумма отдельно вырванных из контекста искусственных ситуаций и конкретных знаний. При этом, процесс обучения и воспитания может строиться в комплексе с традиционными формами обучения, но должен быть пропитан индивидуальными методами и приемами.

В работе психолог должен учитывать семейную культурную среду, в которой воспитывается ребенок, возраст, уровень развития, пол, стиль учения и обучения, способности (потребности, сильные и слабые стороны), характер и темперамент, интересы и самосознание. Умение распознать и видеть различия в поведении детей и сильные стороны их личности позволяет психологу лучше понять и принять каждого ребенка; а знание различных методов индивидуализации позволяет найти такой подход, который уменьшит напряжение и максимально увеличит положительный эффект взаимодействия и взаимопонимания. Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы и индивидуальные особенности, педагоги и психологи помогают детям решать их проблемы такими путями, которые соответствуют их индивидуальному менталитету [3].

Предварительно в своей работе психолог должен использовать диагностические средства и методы для того, чтобы выявить важнейшие потребности и склонности ребенка, а потом применять полученные данные для планирования и организации работы с ним. Таким образом, применение индивидуальных методов в работе психологов и педагогов поможет полностью реализовать и эффективно применять индивидуальный подход, основываясь на фундаментальных принципах индивидуализации образования. Необходимо помнить, что принципов и методов индивидуального обучения огромное множество, но нужно выбирать лишь те, которые наиболее точно соответствуют потребностям каждой отдельной личности.