У детей раннего возраста с неврологическими нарушениями способность к слуховому восприятию снижена, недостаточно сформирована реакция на звучание предметов и голосов. Ребенок затрудняется в различении неречевых и речевых звуков, звучания музыкальных инструментов, выделении лепетной и полной формы слов из речевого потока, у такого ребенка нарушено чувство ритма и слуховое восприятие. Во многих случаях у детей с несформированностью фонематического восприятия наблюдается позднее начало простой фразы и бедность активного словарного запаса, но нужно учитывать возможность патологии слуха.
Несформированность фонематического восприятия, представляющего собой сложное многомодальное нарушение, проявляется на всех уровнях языка и речи (фонологическом, лексическом, грамматическом), для таких детей характерно использование простой, аграмматичной, структурно-нарушенной фразы. Низкий уровень фонематического восприятия, имеющего в своей основе неврологическую природу, может выражаться в нечетком различении на слух фонемы в собственной и чужой речи, в недостатосности слухоречевого ритма и нарушении динамического праксиса, в многочисленных ошибках при передаче ритмического рисунка на уровне слова, в неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза. Не случайно у детей с несформированным фонетико-фонематическим восприятием возникают затруднения в овладении грамотой. В школе такие дети часто оказываются в числе неуспевающих. Специфичность их фонематического восприятия приводит к непрочным, поверхностным, не связанным в единую систему знаниям и навыкам. Таким образом, роль фонематического восприятия для развития всей речевой функции, необходимой для овладения чтением и письмом является значимой.
Для формирования фонематического восприятия у детей с неврологической патологией раннего и дошкольного возраста нами разработаны и апробированы на практике специальные приемы работы, которые выполняются поэтапно (от простого материала к более сложному).
Коррекционно-педагогическая работа по формированию у детей раннего и дошкольного возраста фонематического восприятия проводится по двум взаимосвязанным направлениям:
– развитие слухового восприятия (внимания и памяти);
– развитие чувства ритма.
Приемы коррекционной работы по развитию слухового восприятия: действия в соответствии со звуковым сигналом, различение звучания шумов и простейших музыкальных инструментов, привлечение внимания к звучащему предмету, определение местонахождения и направленности звука, ознакомление с характером звучащих предметов, запоминание последовательности звучаний (шумов предметов), различение голосов, реагирование на громкость звучания, узнавание и различение гласных звуков, различение и запоминание цепочки звукоподражаний, выделение слов из речевого потока, развитие подражания неречевым и речевым звукам.
Приемы коррекционной работы по развитию чувства ритма: развитие речевых вокализаций, знакомство со схемой ритма, воспроизведение ритма в движениях и играх, ходьба и маршировка под музыку, двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением, ритмичные упражнения для рук и ног, воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием, развитие действий двигательной и ритмико-интонационной активности, знакомство с силой голоса и различной интенсивностью неречевых и речевыхзвуков, соотнесение ритма со схематическим изображением, произвольное, ритмичное произнесение гласных звуков и звуковых цепочек, отображение определенных качеств движения, ритмическое чередование объектов с опорой на зрительное восприятие, дифференциация ритмических рисунков.
Для выполнения заданий используем специально изготовленные наглядные пособия, звучащие предметы и наборы музыкальных инструментов. Быстрый и ощутимый коррекционно-развивающий эффект в работе может быть достигнут за счет привлечения к выполнению того или иного задания максимально возможного числа анализаторов, что и отслеживается в приемах коррекционной работы. Все задания для детей предлагаются в игровой форме, что вызывает у них большой интерес к работе.
На каждом занятии часть времени отводится на отработку умения переносить приобретенные навыки в бытовые ситуации. Например, учим воспроизводить ритмический рисунок («капли дождя на окне»), развивая тем самым сенсомоторные компоненты чувства ритма, выполнять «дорожки» из мозаики двух цветов по схеме, отображать определенные качества движений (бегать под быструю музыку, идти – под медленную). По каждому виду работы лучше использовать различные игры с постепенным усложнением материала.
Чем раньше начата работа по формированию фонематического восприятия (до 3 лет), тем быстрее у ребенка появляется фразовая речь, расширяется словарный запас, развиваются познавательные способности.
Таким образом, выше представленные приемы коррекционной работы совершенствуют фонематическое восприятие детей с неврологической патологией, что создает необходимую базу для формирования у детей полноценных умений и навыков, а на их основе позитивных навыков чтения и письма.