Быстрые темпы развития туристической отрасли привел к необходимости правового регулирования на региональном и международном уровнях. Для эффективной деятельности в сфере туризма были созданы специализированные международные туристические организации, как инструмент для достижения оптимальных результатов на международном уровне [1]. В данный момент самой влиятельной организацией в этой отрасли мировой экономики является Всемирная туристская организация (ЮНВТО, UNWTO), которая признана одной из главных организаций-представителей туризма в ООН.
По данным ЮНВТО, в 2014 г. по сравнению с 2013 г. доходы от мирового туризма увеличились на 48 млрд. долл. Сумма доходов в 2014 г. составила 1,245 млрд. долл. Международные пассажирские перевозки принесли доходы в размере 221 млрд. долл., в связи с чем, вся сумма экспортных поступлений от мирового туризма составила 1,5 трлн. долл. [2]. Согласно оценкам ЮНВТО, учитывая инфляцию и изменения обменных курсов, доход от расходов международных туристов на питание, развлечения, проживание, экскурсии и другие услуги, составил 1,245 млрд. долл. В реальном выражении прирост в 2014 г. составлял 3,7 %.
Международный туризм как отрасль стимулирует рост экономических показателей стран, развивает экспорт и создает новые рабочие места [3]. Доля международного туризма, включая пассажирские перевозки, составляет 30 % от мирового экспорта и 6 % от реализации общего объема экспорта товаров и услуг. Международный туризм признан экспортной категорией и закрепился на четвертом месте в мире после таких экспортных категорий как топливо, химикаты, продукты питания [4]. В некоторых развивающихся странах экспортная категория международный туризм располагается на первом месте.
В 2014 г. поступления от международного туризма увеличились во всех регионах. На Европу приходится 41 % поступлений от международного туризма в мире, сумма поступлений составляет 509 млрд. долл., по сравнению с 2013 г. поступления увеличились на 17 млрд. долл. Доля Азиатско-Тихоокеанского региона составляет 30 % от мирового туризма, сумма поступлений 377 млрд. долл., по сравнению с 2013 г. поступления увеличились на 16 млрд. долл. Доля Американского региона составляет 22 % от мирового туризма, сумма поступлений составляет 274 млрд. долл., по сравнению с 2013 г. поступления увеличились на 10 млрд. долл. Доля Ближнего Востока составляет 3 % от мирового туризма, сумма поступлений составляет 49 млрд. долл., по сравнению с 2013 г. поступления увеличились на 4 млрд. долл. Доля Африки составляет 4 % от мирового туризма, сумма поступлений составляет 36 млрд. долл., с 2013 г. поступления увеличились на 1 млрд. [5].
В 2014 г. на первом месте в десятке стран лидеров по поступлениям от международного туризма расположены Соединенные Штаты Америки, размер поступлений составил 177 млрд. долл. Второе место занимает Испания, размер поступлений которой составил 65 млрд. долл. На третьем месте Китай, по данным ЮНВТО размер поступлений составил 57 млрд. долл. С четвертого по шестое занимают места Франция, Макао (Китай), Италия, поступления которых значительно увеличились по сравнению с 2013 г. [6]. На седьмом месте Соединенное Королевство, поступления в 2014 г. составили 45 млрд. долл.
С восьмого по десятое место расположены страны Германия, Таиланд и Гонконг, поступления которых, по сравнению с 2013 г., увеличились от 1 % до 5 %.
Первое место по выездному туризму занимает Китай, расходы составили 165 млр. долл., второе место занимает США, рост расходов составил 7 %, на третьем месте Германия, Соединенное Королевство располагается на четвертом месте, туристические расходы которого увеличились на 4 % в 2014 г., на пятом месте по туристическим расходам Российская Федерация, за ней следует Франция, Канада, Италия, Австралия и Бразилия.
По данным ЮНВТО в 2015 г. ожидается рост международных туристических прибытий на 3-4 %. В начале 2015 г. были проведены консультации с 300 экспертами в сфере туризма, на основе которых был составлен Индекс доверия ЮНВТО, на основании которого значительный рост ожидается в следующих регионах [7]:
– Тихоокеанский регион +4 % – +5 %;
– Американский регион +4 % – +5 %;
– Европа +3 % – 4 %;
– Африка +3 % – +5 %;
– Ближний Восток +2 % – 5 %.
Для активного позиционирования на мировом рынке туристических услуг государства и компании должны использовать маркетинговые технологии [8]. С помощью маркетинговой деятельности международная туристическая фирма способна предлагать, реализовывать свои услуги: в нужном количестве, на доступном для нее рынке, с актуальной ценовой политикой, в нужное время, которые максимально будут удовлетворять выбранную группу потребителей туристических услуг [9].
Так же применение маркетинга в международном туризме позволяет заниматься планированием будущих действий, использованием технологических и управленческих средств, разработкой новых идей и нового продукта, ценообразованием, реализацией туристических услуг и их территориальным и коммуникативным распределением. Международные туристические фирмы проводят собственные маркетинговые исследования, целью которых является выявить, проанализировать и предугадать нужды потребителей туристических услуг.