Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

2
2
2215 KB

В конце 2014 г. случилось существенное падение цен на нефть, от уровня около 100–110 долларов за баррель на протяжении большей части года до уровня примерно 65 долларов за баррель в начале декабря [1]. Падение стоимости нефти значительно отразилось и на цене природного газа поставляемого РФ на экспорт, ввиду привязки цены природного газа к рыночной стоимости нефти (стоимость газа снизилась на 36 % по сравнению с 2014г).

При снижении в 2015 году средней цены нефти со 100 долл. до 50 долл. за баррель, выпадающие доходы бюджета только от нефтяных налогов, по оценкам, могут составить около 2,1 трлн. рублей [2] . При более серьезном падении цены, до 40 долл. в среднем за год, доходы бюджета могут снизиться уже на 3,1 трлн. рублей, что составляет 14 % и 21 % запланированных доходов федерального бюджета соответственно [3]. В сложившейся рыночной ситуации компенсировать снижение доходов федерального бюджета возможно за счет повышения эффективности работы предприятий нефтепереработки и транспортных компаний.

В условиях низкой цены на нефть необходимо увеличивать производство и экспорт нефтепродуктов, которые имеют более высокую добавленную стоимость по сравнению с сырой нефтью [4].

Однако для более ощутимого эффекта в данном направлении целесообразно выполнение ряда условий:

– глубина переработки нефти должна быть как можно более высокой (не менее 75 %), т.е. предпочтительно производить и экспортировать премиальные высокоэкологичные виды топлива, такие как высокооктановые бензины и дизельное топливо с низким содержанием серы [5];

– транспортные затраты на экспорт нефтепродуктов должны быть минимизированы; экономически целесообразен трубопроводный транспорт нефтепродуктов, т.к. минимизируется дальности транспортировки, реализуется ритмичность согласованной работы поставщиков и потребителей, наименьшая потеря продукта, наибольшая автоматизация технологических процессов [6]. В ряде случаев, высокая эффективность экспорта какого-либо массового нефтепродукта может быть обеспечена благодаря строительству продуктопровода в сопредельную страну, например, в Финляндию, Казахстан и т.д.

– располагать НПЗ на берегу моря [7], что создаст возможность транспортировки нефтепродуктов в танкерах крупному зарубежному потребителю; хорошим примером такого НПЗ может служить Туапсинский НПЗ, расположенный на берегу Черного моря.

Для увеличения экспорта нефтепродуктов целесообразна реализация проекта строительства еще одного нового НПЗ с выходом к морю. Изучив транспортную сеть магистральных нефтепроводов РФ, можно однозначно сделать вывод, что нефтеналивной порт Козьмино в заливе Находка – конечная точка нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий Океан» является наиболее экономически обоснованным местом для реализации данного проекта [8].

Другим важным направлением повышения доходов бюджета является планомерная модернизация газотранспортной системы ПАО «Газпром» на всей территории РФ. Прежде всего, необходимо применение энергосберегающих технологий на газокомпрессорных станциях магистральных газопроводов [9]. Основным направлением в этой сфере является повышение КПД газотурбинных установок (ГТУ) и эффективная загрузка ГТУ, с учетом текущего КПД.

Реализовав вышеописанную модернизацию, можно снизить расходы топливного газа до 30 %, и направить данные объемы газа на внутренний или внешний рынок, по рыночной цене, получив значительный экономический эффект.

Топливно-энергетический комплекс современной России и его продукция имеет рыночную стоимость, которая все больше определяется, исходя из мировых цен на нефть, газ, уголь, электроэнергию. Изначально необходимо ставить задачи по оснащению российского ТЭК самыми передовыми энергетическими технологиями. Это даст возможность не только существенно улучшить положение в сфере энергоэффективности, энергосбережения и экологии, но также создать потенциал для экспорта этих технологий и услуг на мировые рынки, тем увеличив доходы бюджета РФ в условиях низких цен на нефть. В этой связи целесообразно рассмотреть вопрос по развитию и внедрению передовых инновационных технологий и оборудования во все отрасли ТЭК, а также наиболее энергоемкие потребляющие отрасли.