В развитии детского коллектива особая роль принадлежит совместной деятельности. Детский коллектив можно рассматривать как одно из условий накопления ребенком позитивного социального опыта. Этот опыт приобретается и в семье, и через общение со сверстниками в неорганизованных внешних условиях, и через средства массовой информации и другие источники.
В своем исследовании мы предположили, что в формировании детского коллектива особая роль принадлежит совместной деятельности. Необходимость вовлечения всех обучающихся в разнообразную, содержательную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность, специфика ее организации и стимулирования может способствовать объединению и сплочению воспитанников в работоспособный самоуправляемый коллектив.
В качестве важнейшего средства формирования детского коллектива могут рассматриваться учебная и другие виды разнообразной деятельности младших школьников, в том числе и коллективные творческие дела. Деятельность воспитанников должна строиться с соблюдением ряда условий, таких как: умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения, организация увлекательных перспектив, создание и сохранение положительных традиций коллективной школьной жизни.
В педагогических источниках представлены различные подходы к трактовке понятия коллективное творческое воспитание. Изучив и проанализировав эти подходы, мы в своем исследовании рассматриваем коллективное творческое воспитание как особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной школьной жизни.
Коллективное творческое дело является важнейшим структурным компонентом методики коллективного творческого воспитания. Коллективные творческие дела – это прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и, в то же время, их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагогики выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними.
Коллективное творческое дело, имеющее практическую направленность, коллективную организацию, творческий характер проведения, это не только проявление практической заботы воспитанников и воспитателей об улучшении окружающей и своей жизни, но и жизненно важное, общественно необходимое дело.
Коллективные творческие дела позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое позволяет каждому участнику находиться в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, т.е. создания чего-то нового. Каждому участнику предоставляется возможность определить для себя долю участия, характер своего участия и ответственности.
В процессе коллективной творческой деятельности младшие школьники приобретают навыки общения, учатся работать вместе, учатся делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, в организации коллективного творческого дела прослеживаются два важных процесса одновременно – формирование, сплочение классного коллектива и формирование личности младшего школьника, развитие его тех или иных качеств личности.
В процессе общей работы происходит также взаимодействие людей разных возрастов. В процессе планирования и организации коллективной творческой деятельности взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взять на себя ответственность за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела.
В коллективной творческой деятельности любой школьник может заявить о себе, продемонстрировать такие качества личности как: ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, а значит и свои лидерские качества. Коллективное творческое дело позволяет каждому проявить, развивать и совершенствовать лучшие человеческие качества, задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.
Таким образом, в детском коллективе в процессе организации совместной деятельности, в том числе и коллективных творческих дел, осуществляется обмен информацией, согласование общих целей и задач, взаимный контроль и коррекция действий, развивается способность понимать состояние и мотивы поступков других и адекватно на них реагировать. Именно в опыте коллективных отношений формируется эмпатия, социальная чуткость, которая помогает ребенку психологически грамотно строить свое взаимодействие с партнерами.