В учебно-методическом пособии рассматриваются теоретические и практические вопросы психологического сопровождения педагогов, испытывающих проблемы в саморегуляции психологического состояния и поведения. Описаны общие закономерности и индивидуальные особенности осознанной саморегуляции, охарактеризована агрессия как особая форма активности, требующая осознанной саморегуляции. Подробно охарактеризованы типы педагогов по структуре взаимосвязи саморегуляции и агрессии. Раскрыта специфика психологического сопровождения педагогов. Акцент ставится на диагностике, профилактике, социально-психологических тренингах как интерактивной формы развития саморегуляции.
Книга состоит из двух разделов. Первый раздел носит теоретический характер, второй – практико-ориентированный.
В первой главе первого раздела – «Осознанная саморегуляция: общие закономерности и индивидуальные особенности» – посвящена современным представлениям о психической саморегуляции субъекта, развиваемые в теории осознанной саморегуляции, которые берут свое начало в концепции О.А. Конопкина, о психологических механизмах регуляции деятельности. Дискутируются вопросы о структуре регуляции, рассматривается модель системы осознанного саморегулирования (§ 1.1). В представлении проблематики индивидуальных особенностей в развитии и проявлении частных функции целостного регуляторного процесса показаны стилевые особенности, характерные для регуляторных процессов планирования, моделирования, программирования и оценки результатов, реализующих различные звенья системы саморегуляции. По существу феномен индивидуальных особенностей саморегуляции проявляется в том, что люди в разной степени способны управлять своей активностью, по-разному планируют и программируют, оценивают свое поведения и себя. (§ 1.2).
Во второй главе читатель найдет не банальный материал в понимании агрессии как особой формы психической активности. В § 2.1 рассматриваются структурно-функциональные качества агрессии на уровне активности биологического индивида, активности социального индивида и собственной активности личности, раскрыта важность влияния осознанной саморегуляции на направленность агрессивного поведения, указано опосредованное влияние индивидуальных особенностей осознанной саморегуляции на агрессивные проявления.
В § 2.2 изложены материалы эмпирического исследования типов педагогов, обладающих достаточным сходством личностных диспозиций, обуславливающих саморегуляцию агрессивных проявлений. Условием определения того или иного типа выступил анализ движущих сил активности личности: способ жизни, система отношений с миром, способ самовыражения. Полученные результаты позволяют утверждать, что целью психологического сопровождения педагогов в развитии осознанной саморегуляции, является создание системы условий, направленных на активизацию психологических ресурсов совладания с трудными профессиональными ситуациями, развитие положительного самоотношения, осознанной саморегуляции, позитивных установок на самоэффективность и устойчивость к рабочим стрессам, более гибкого, адаптивно активного поведения.
Во втором разделе «Технологии психологического сопровождения развития саморегуляции педагогов (в профилактике агрессивности)» раскрыты подходы к решению проблемы психологического сопровождения в психолого-педагогической практике. Рассмотрены особенности организации психологического сопровождения педагогов.
Представлены хорошо операционализованные направления психологического сопровождения педагогов. Описаны методы психологического сопровождения и процедуры их реализации, включая организационные аспекты применения, интегрированное использование которых обеспечивает успешное разрешение задачи по развитию навыков саморегуляции своего состояния и в первую очередь – агрессивного.
В § 4.1 представлен цикл диагностико-превентивных мероприятий, позволяющих определить критерии, свидетельствующие об уровне агрессивности педагога и стиле его саморегуляции. Представленные методы позволят не только специалистам, но и всем другим заинтересованным лицам (педагогам, руководителям), непосредственно убедиться в целесообразности затрачиваемого времени и организационных ресурсов на психологическое сопровождение педагогов.
В пятой главе «Развитие саморегуляции педагогов» рассматривается психологическое консультирование педагогов в контексте развития саморегуляции и социально-психологические тренинги как интерактивная форма развития саморегуляции в профилактике агрессии.