Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

2 2
2
2212 KB

В Программе и учебном пособии рассматриваются основные направления специализированного курса дополнительного образования по дисциплине «Байкаловедение». Рассчитано на студентов по направлениям: охотоведение, биология, лесное дело и туризм. В Программе и пособии рассматривается восемь основных тем, изложенных в кратком курсе 16 лекций (32 часа).

Курс «Байкаловедение» включает в себя комплекс знаний о природе, хозяйстве и населении Байкальской природной территории. Этот курс является региональным предметом и близок с такими дисциплинами как «Краеведение» и «Регионоведение». Целью изучения курса является формирование у студентов целостного понимания о глобальных и региональных проблем экологии, лимнологии (озероведение), основных подходов к решению природоохранных задач, реакции общественности на критические ситуации.

В результате изучения дисциплины студент должен освоить основные понятия и определения лимнологии, физической географии и экологии. Он должен ориентироваться в специфике природы Байкала и Прибайкалья, знать основные проблемы охраны природы, уметь свободно излагать полученные знания.

В Программе и учебном пособии в доступной для читателей форме изложены современные представления об истории научных исследований одного из самых уникальных озер планеты. Отражены особенности географического положения и морфометрии озера, история формирования и развития Байкальской впадины, особенности физики и химии вод озера, жизнь в его водах. Дана характеристика народонаселения в Прибайкалье и Забайкалье, хозяйственной деятельности на озере и его берегах. Особое внимание уделяется проблемам охраны и будущему Великого озера.

С учетом того, что Байкальский регион является особой природоохранной территорией России и Участком Всемирного природного наследия для его управления необходимо разработать и внедрить единую сбалансированную систему управления основными ядрами охраняемых зон и описать структуру важнейших экологических комплексов. Полагаем, что в этом регионе России необходимо организовать особый эколого-экономический полигон по комплексному природопользованию и устойчивому развитию региона.

Основой для разработки учебного пособия послужили научные материалы и данные, полученные в ходе многолетних экспедиционных исследований авторов.

Работа выполнена при участии Байкальского отдела РГО.