Рыночные отношения создали условия для образования и функционирования в финансовой деятельности экономических субъектов с различной организационной – правовой структурой, включая малые предприятия.
Правовая база развития малого бизнеса является основной для решения политических, экономических (финансовых), социальных и других проблем совершенствования малого предпринимательства в России.
Сегодня рост среднего и малого бизнеса заметен в наукоемких производствах, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров. Сравнивая крупный и средний бизнес с малым, отметим что последний обладает рядом достоинств, что дает ему возможность эффективно функционировать. К ним относятся: близость к рынкам сбыта, быстрое приспособление к изменениям в запросах клиентов, производство небольшими партиями, небольшое количество звеньев управление.
Следует отметить, что развитие малого и среднего бизнеса благоприятствует здоровому развитию экономики: активно развивается конкурентная среда, сокращается количество безработных за счет создания новых рабочих мест, увеличивается число потребителей. Благодаря развитию малых предприятий происходит насыщение рынка готовой продукцией, услугами, увеличивается экспорт, ресурсы используются более эффективно. Например, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Северная Осетия-Алания (Северная Осетиястат), доля оборота оптовой торговли малых предприятий всех видов деятельности по РСО – Алания в январе – феврале 2015 г, составила 56 % от общего объема продажи. Субъекты малого предпринимательства в январе – феврале 2015 г. продали товаров на 2144,2 млн. рублей.
Малые предприятия ко всему прочему дают возможность реализации профессиональных качеств, творческого потенциала населения, а также возможность заниматься предпринимательской деятельностью.