Становлению и развитию студенческой науки в рамках дисциплины «Физическая культура» кафедра физического воспитания ТИ (ф) СВФУ в г. Нерюнгри уделяет большое внимание. Активная деятельность студентов в рамках научного кружка является хорошим стимулом для формирования у них интереса и потребности к научному творчеству, развитию творческого мышления, научной самостоятельности, повышения внутренней организованности, сознательного отношения к учебе. Научные подходы к ЗОЖ становятся все более интересными для студенческой молодежи, открывают новые горизонты для формирования их рекреационного стиля жизни. Вместе с тем, при формировании исследовательской компетентности у студентов улучшается качество их образования, что является важным критерием успешной учебной и профессиональной деятельности [1, 2].
Цель исследования – обобщить опыт организационной работы студенческих научных кружков по вопросам здорового образа жизни на кафедре физического воспитания ТИ (ф) СВФУ.
Материалы и методы исследования
В рамках исследования проанализирована работа преподавателей кафедры физического воспитания по организации студенческих научных кружков за 2009-2015 гг. Первый научный кружок «Здоровый образ жизни студента» начал работу в 2009 году. С февраля 2013 г. был утвержден еще один научный кружок «Актуальные вопросы здорового образа жизни». С 2012 г. преподаватели руководствуются Примерным положением о студенческом научном кружке в СВФУ. Согласно Положению цель создания студенческих научных кружков на кафедре ФВ – выполнение научно-исследовательских и учебно-методических работ в сфере социально-педагогических исследований. Для достижения цели мы ставим следующие задачи:
– вовлечение студентов в научные исследования, начиная с 1 курса;
– привитие студентам навыков научных исследований;
– создание условий для развития творческой личности;
– возможность участия членов СНК в научных конференциях, форумах, конкурсах, выставках и т.д.;
– проведение научно-теоретических и научно-практических исследований в рамках НИР кафедры ФВ;
– обеспечение активного участия студентов в конкурсах на лучшую научную работу, научных семинарах, в проведении научных конференций;
– формирование у студентов интереса к научному творчеству, обучение методике и способам самостоятельного решения научных задач и навыкам работы в научных коллективах;
– выработка навыков и умений грамотно и убедительно излагать аналитический, научный, исследовательский материал;
– содействие творческому поиску и активному подходу к решению изучаемых проблем.
Данные задачи решаются в рамках дисциплины «Физическая культура» для студентов технических и гуманитарных специальностей ТИ (ф) СВФУ. Количественный состав студентов в научном кружке формируется от 6 до 12 человек на добровольной основе. К участию в исследовательской работе приглашаются студенты, начиная с 1 курса. НИРС осуществляется в период освоения дисциплины «Физическая культура» (2-3 года).
В качестве стимулирующего фактора студенты получают 5 «премиальных» баллов за каждое участие в НИРС, что отражается в аттестации по балльно-рейтинговой системе, разработанной на кафедре ФВ. А также материальными стимулами являются денежные вознаграждения – премии администрации ТИ (ф) СВФУ в конце календарного года для студентов, имеющих конкретные результаты по написанию и опубликованию научных работ.
Процесс подготовки студенческих работ проходит 3 этапа. Первый этап – адаптационный – основан на личностном подходе: самостоятельный выбор студентами темы исследования, получение ими теоретических знаний. Второй этап – алгоритмический – связан с проведением непосредственного исследования и обработкой данных. Третий этап – творческий – оценка полученных данных, формулировка выводов, практических рекомендаций. Благодаря такой длительной и кропотливой работе формируются исследовательские компетенции у студентов [2].
Результаты исследования и их обсуждение
Следует отметить, что с утверждением научных кружков, работа в этом направлении стала более упорядоченной и эффективнее.
Для выбора темы исследования ежегодно преподавателями проводятся научные семинары, которые пользуются большой популярностью у студентов. О направлениях работ можно судить по тематике научных семинаров:
• Современные здоровьесберегающие технологии.
• Здоровый образ жизни и нетрадиционные системы оздоровления человека.
• Оздоровительные технологии и современный человек.
• Экологические проблемы современности.
• Здоровый образ жизни и современный человек.
• Научные основы здорового образа жизни.
• Основы здорового образа жизни студенческой молодежи.
Важность таких семинаров бесспорна, т.к. студентам легче выбрать актуальную тему исследования, и дальнейший путь написания работы становится более привлекательным, а преподаватели находят одаренных активных молодых людей.
Ниже приводим темы научных работ студентов, затрагивающие различные стороны укрепления здоровья и здорового образа жизни населения Нерюнгринского района, подготовленные на кафедре физического воспитания в 2009-2015 гг.
Экологические проблемы представлены в работах: «Мишина В.В. Экологические проблемы и их решения, связанные с горнодобывающей деятельностью в г. Нерюнгри», «Назаралиева П.Б. Экологические проблемы Нерюнгринской ГРЭС». Организации досуга посвящены авторские темы: «Кондратьева Н.С. Структура бюджета времени и формы досуга студентов специальности «ПГС» ТИ (ф) «СВФУ», «Голикова А.В. Организация спортивного досуга в городе Нерюнгри». Вопросы, связанные с заболеваемостью и смертностью населения, отражены в научных исследованиях: «Унарова С. Анализ заболеваемости населения Нерюнгринского района венерическими инфекциями», «Бородай В. Анализ причин смертности населения Нерюнгринского района». Спортивно-оздоровительная и физкультурно-массовая работа в ТИ (ф) СВФУ проанализирована в темах: «Молева К.С. Анализ участия студентов первых курсов в спартакиаде первокурсников СВФУ за 2009-2010 и 2010-2011 учебные годы», «Колесова А.С. Приоритеты занятий физической культурой и спортом в ТИ (ф) СВФУ», «Веревкина А.А. О причинах пропусков занятий по физической культуре студентами». Исследование компонентов здорового образа жизни можно наблюдать в работах: «Буркина О.В. Тенденции сексуального поведения студенческой молодежи», «Копылова Т.О. Особенности питания студентов в условиях Севера», «Черцова А.И. Сон и его продолжительность» и др. О вредных привычках в студенческой среде и об отношении студентов к ним можно узнать, познакомившись с работами: «Веревкина А.А., Янке В.А. Распространенность табакокурения среди женского контингента студентов и самооценка его последствий», «Стрункина А.К., Блинникова Л. Анализ типов курительного поведения среди студентов вуза», «Чупахин А.С. Отношение студентов к употреблению алкоголя». Большой интерес среди исследователей вызывают работы с современной тематикой: «Попозогло А. Значение СМИ в формировании мотивации к ЗОЖ», «Сокольникова М.Н. Влияние современных тенденций в моде на здоровье человека», «Сокольникова М.Н. К вопросу об одноразовой пластиковой посуде».
Самая ответственная работа для преподавателей – подготовка студентов к участию в научных конференциях различного уровня (табл. 1).
Участие студентов ТИ (ф) СВФУ в научных конференциях
Названия конференций |
Количество участников конференций по годам, чел. |
|||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Общеуниверситетская научная конференция студентов ЯГУ, г. Якутск |
3 |
|||||
Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов и студентов, г. Нерюнгри |
7 |
10 |
10 |
13 |
8 |
4 |
Всероссийский форум молодежи «ЭРЭЛ», г. Якутск |
2 |
|||||
Межрегиональная научно-практическая конференция «Современные подходы в организации работы по сохранению и укреплению здоровья студентов», г. Якутск |
1 |
|||||
Международная научная конференция «Научный потенциал ХХI века», г. Ставрополь |
4 |
|||||
Международная электронная научная конференция «Студенческий научный форум» Российской академии естествознания |
5 |
7 |
4 |
Следует заметить, что, начиная с 2012 г., студенты принимают участие в международных научно-практических конференциях.
Особое внимание уделяется преподавателями подготовке студентов к очному участию в конференции, где им необходимо представить презентационный материал, отвечающий современным требованиям, и грамотно и убедительно изложить исследовательский и аналитический материал. Данная подготовка проводится индивидуально.
Написание работ студентами с каждым годом все качественнее, и они становятся победителями и призерами конкурсов на «Лучшую студенческую работу». Так победителями Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов (г. Нерюнгри) в секции «Медицина, охрана здоровья населения» стали: Т.Ю. Бакланова (студентка кафедры «Математика и информатика») с работами «Разработка электронного пособия для студентов специальной медицинской группы» (2013 г.), «Пропаганда здорового образа жизни среди студенческой молодежи ТИ (ф) СВФУ путем создания сайта в сети интернет» (2014 г.), А.И. Черцова (студентка кафедры «Педагогика и методика начального образования») с работой «Причины недосыпа студентов и способы борьбы с ним» (2015 г.).
Также три лучшие студенческие работы были отмечены на Международной электронной научной конференции «Студенческий научный форум» Российской академии естествознания (2014 г.) в секции «Актуальные вопросы здорового образа жизни»: «Цыденова Я.С. Профилактика ожирения среди студенческой молодежи», «Корнилова В.Н. Адаптация студентов-первокурсников к обучению в вузе через средства физической культуры и спорта», «Иванова А.М. Самооценка вреда и последствий курения юношей студенческого возраста».
Все работы студентов, представленные на конференциях, опубликованы в виде статей в материалах сборников конференций, а также в журналах (за 2013-2015 гг.), имеющих российский индекс научного цитирования: «Успехи современного естествознания» – 6 шт., «Международный журнал экспериментального образования» – 4 шт, «Международный студенческий вестник» – 4 шт.
Систематизация работы по научно-исследовательской деятельности студентов нашла отражение в инициативной теме Л.А. Прокопенко «Формирование исследовательской компетентности у студентов в рамках дисциплины «Физическая культура».
Активная работа преподавателей кафедры ФВ в студенческих научных кружках отмечена почетными грамотами и благодарственными письмами. По итогам 2010 г. почетной грамотой ТИ (ф) СВФУ «Лучший руководитель студенческой науки» награждена Е.В. Новичихина. В 2011 г., участвуя в конкурсе научно-технического совета СВФУ по гуманитарному направлению, Е.В. Новичихина также стала «Лучшим руководителем студенческой науки». Почетной грамотой Академии наук Республики Саха (Якутия) за высокие научные достижения, за активное участие в научно-исследовательской деятельности студентов в 2015 г. награждена Л.А. Прокопенко.
Заключение
Проведенное исследование позволило выделить организационные особенности развития студенческой науки по вопросам здорового образа жизни на кафедре физического воспитания ТИ (ф) СВФУ. Актуализация изучаемого вопроса связана с самоорганизацией и самодеятельностью студентов в рамках студенческого научного кружка института, который может явиться примером для распространения аналогичной работы в вузах страны.