Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

COMPETITION FOR THE BEST SCIENTIFIC CIRCLE OF DEPARTMENT AS A MEANS OF FORMING VERTICAL INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS

Yastrebtseva I.P. 1 Pronina A.A. 1
1 Ivanovo State Medical Academy (ISMA)
2144 KB
The article reveals the essence of interdepartmental integration for the formation of individual educational path of students. Means of establishing a dialogue is chosen activities of student scientific circle, namely participation in competitive events. The aim in this case is not only the solution of research problems, but also an achievement of integrated approach to the production of new knowledge, which is impossible without building interdisciplinary connections. In the text discusses the features of the organization of the contest «The Best Scientific Circle», it is stages and evaluation system. The problems encountered during the event and the mechanisms of their solution were considered. Attention is drawn to the need to provide information and methodological continuity between departments, since it is this enables to build professional thinking of students. It has been concluded that the construction of interdisciplinary integration allows to provide methodologically educational routes of students, from the first courses in medical school until postgraduate education.
interdisciplinary connection
individual educational path of students
student scientific circle
competition program
the generally accepted evaluation parameters

На современном этапе развития науки на передний план выходит комплексный подход к получению новых знаний, так как уникальные, прорывные открытия формируются на стыке дисциплин. Для решения той или иной проблемы необходим межкафедральный диалог, позволяющий объемно представить механизмы ее развития и пути преодоления [5, 6]. Структура медицинской академии диктует необходимость сотрудничества кафедр для построения индивидуального научно-образовательного маршрута обучающихся, формирования профессионального мышления студентов, организации молодежной науки, когда результаты, полученные при помощи фундаментальных методик, могут стать методологически основой клинического исследования [7]. Важным компонентом этой работы является не только основной образовательный процесс, но и непрерывное, на протяжении всего обучения, участие в работе студенческого научного общества, которое реализуется в виде посещения одного или нескольких научных кружков кафедр (НКК). Научно-исследовательская работа, как составляющая деятельности кружковцев, позволяет получить разнообразные дополнительные навыки, которые не предусмотрены в рамках обычного учебного процесса [2, 4. 8]. Чтобы привлечь студентов, предоставить им возможность реализоваться в научной сфере, НКК должен иметь достойный уровень, как в изучении проблематики собственной дисциплины, так и во взаимодействии в преемственности научно-исследовательской деятельности с кружками других кафедр, что может обеспечиваться как информационно, так и методологически [6]. Междисциплинарный диалог, касающийся методологических подходов, номенклатуры, научных теорий и других составляющих научно-исследовательской работы, благоприятно сказывается на мотивационной составляющей профессорско-преподавательского состава, что особенно важно с учетом низкой удовлетворенности своей профессией среди сотрудников медицинского вуза [9].

Одним из средств проектирования индивидуальных маршрутов обучающихся является разработка системы организационно-методических мероприятий для стимулирования формирования вертикальных межкафедральных связей. В качестве одного из средств достижения этой цели советом научного общества студентов и молодых ученых (НОСМУ) был выбран конкурс «Лучший научный кружок кафедры». Данный вариант оценки деятельности НКК не является новшеством. К примеру, в Северо-Западном государственном медицинском университете им. И.И. Мечникова подобный конкурс проводится с 2004 года. Аналогичные мероприятия не первый год проводятся в Первом Московском государственном университете им. И.М. Сеченова и в Российском национальном исследовательском медицинском институте им. Н.И.Пирогова. При определении лучшего кружка в конкурсных программах данных вузов учитываются: количество публикаций научных работ (в иностранных журналах и журналах, включенных в перечень ВАК), выступления на международных, всероссийских научно-практических конференциях. Основное достоинство данных критериев – универсальность и объективность.

Особенностью конкурса в нашей академии является второй этап. При его прохождении оценивается активность научных кружков по проведению междисциплинарных мероприятий – семинаров, мастер-классов, тренингов. Данный критерий оценки стимулирует кафедры формировать связи друг с другом в ходе изучения выдвигаемых проблем. Именно взаимосвязь и систематизация позволяют качественно объединить получаемые студентами знания как на занятиях, так и при проведении собственных исследований. Примером рациональной интеграции является разработка методических пособий, которые используют и студенты младших курсов, изучающие гистологию, и старшекурсники для повторения материала [1].

Чтобы представить, как конкурс «Лучший научный кружок кафедры» способствует формированию вертикальных межкафедральных связей, следует обратиться к его структуре. Конкурс проводился в два этапа. На первом этапе оценка деятельности НКК формировалась на основании годового отчёта о работе кружка, подписанного его научным руководителем и заведующим кафедрой. Каждый пункт годового отчёта подтверждался соответствующими документами (копиями научных публикаций, дипломов участников и лауреатов, грамот и т.д.). Совет НОСМУ рассматривал представленные годовые отчёты и на основании арифметической суммы баллов, делённой на количество профессоров и преподавателей на кафедре, выбирал пять научных кружков, имеющих максимальный балл. После проведения первого этапа были выделены 10 кафедр, по пять в номинациях клинических и фундаментальных наук. Затем состоялся второй – очный – этап конкурса. В номинации кафедр фундаментальной направленности в него вышли НКК русского языка (как иностранного), микробиологии и вирусологии, биологии, гуманитарных наук, гигиены. Старосты этих пяти научных кружков представляли устный доклад о проделанной в течение года работе на кафедре. Также были заслушаны выступления кружков клинической направленности: онкологии, лучевой терапии и лучевой диагностики, детских болезней лечебного факультета, поликлинической педиатрии с курсом здорового ребенка и общим уходом за детьми, неврологии и нейрохирургии, акушерства и гинекологии, медицинской генетики. Жюри в составе, назначенном распоряжением проректора Академии по научной работе и международному сотрудничеству по представлению научного руководителя совета НОСМУ, выбирало лучший научный кружок кафедры по следующим критериям: активность НКК при проведение междисциплинарных мероприятий; участие НКК в ежегодной конференции студентов и молодых ученых, проводимой в ИвГМА и за её пределами. Каждый критерий оценивался по 10-балльной шкале. Итоги конкурса были представлены на сайте Академии.

После успешного завершения конкурса у участников и организаторов возникли определенные вопросы. Важной проблемой стала ограниченность диалога десятью участниками. С одной стороны, данное мероприятие носит соревновательный характер, где заслушиваются доклады лучших НКК. Отрицательным моментом является отсутствие на мероприятии представителей отстающих кафедр и, как следствие, недостаточный обмен опытом и слабое формирование межпредметной интеграции. Решением проблемы должно стать широкое внедрение компьютерных и мультимедийных технологий, обеспечивающее максимально быструю обратную связь. Компьютерная поддержка традиционной методики обучения активизирует выполнение стоящих перед научными кружками задач, возникающих на стыке фундаментальных и клинических дисциплин [10].

Дискуссию также вызвал выбор критериев оценки второго этапа. Оценить труд исследовательских коллективов непросто в связи с невозможностью привести к «общему знаменателю» их интеллектуальный вклад в разных областях знаний. За основу в конкурсе были взяты общепризнанные критерии, позволяющие объективизировать оценку: количество публикаций в РИНЦ (а именно в журналах с высоким импакт-фактором), публикации в сети Интернет в свободном либо платном доступе за последние пять лет; участие с устным докладом на конференциях, симпозиумах [3]. Отдельно оценивалась межкафедральная деятельность – критерий как таковой не встречается среди общепринятых, но именно междисциплинарность изучаемых проблем позволяет широко внедрять цитируемость публикаций, тем самым повышая объективные наукометрические показатели (индекс цитируемости, индекс Хирша, импакт-фактор) [3].

Таким образом, конкурс на лучший научный кружок кафедры, кроме решения научных, соревновательных задач, может рассматриваться как средство формирования вертикальных междисциплинарных связей среди кафедр-участников. Формирование взаимосвязи, в свою очередь, позволяет методологически обеспечить проектирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, начиная с первых курсов обучения в медицинском вузе и заканчивая интернатурой, ординатурой и аспирантурой.