Одной из тенденций развития современных информационно-коммуникационных технологий является быстрое развитие технологий мобильного интернета и увеличение количества мобильных интернет-пользователей. Это подтверждается статистическими исследованиями, результаты которых опубликованы, в частности, на таких веб-сайтах, как www.gartner.com и www.tadviser.ru, а также проведением ежегодных выставок, например Mobile World Congress.
Мобильные интернет-приложения (компьютерные программы), исполняемые на таких устройствах, как смартфоны, планшеты, носимые устройства («умные» часы, очки, фитнес-браслеты и т.п.) могут выполнять самые разные функции, нужные туристам и путешественникам.
В современных экономических условиях для российских потребителей возрастает роль внутреннего рынка услуг гостеприимства и путешествий (см., например, [4]). Это, в свою очередь, приводит к возрастанию информационных потребностей российских туристов. В удовлетворении этих потребностей мобильные устройства и мобильные интернет-приложения могут сыграть большую роль.
Одной из важных функций мобильных устройств является распознавание QR-кодов, которые находят все более широкое применение в туризме и сфере гостеприимства. QR-коды представляют собой двумерные штрихкоды, которые наносятся на различные предметы, в том числе памятники и музейные экспонаты, для их идентификации и получения дополнительной информации. Примеры использования QR-кодов для навигации в российских городах описаны в [1, 2]. Другой важной для путешественников функцией мобильных устройств является выбор подходящего маршрута с учетом данных о туристских достопримечательностях, отмеченных на онлайн-картах, а также возможность определения своего местонахождения (с помощью GPS/ГЛОНАСС и других средств). Мобильные устройства позволяют также контролировать и анализировать данные о состоянии здоровья путешественника и выдавать необходимые рекомендации. Из коммуникационных функций следует отметить поддержку электронной почты, обмена сообщениями, видеозвонки, автоматический перевод текста и речи на другие языки. Часть услуг является платной, поэтому необходима возможность использования мобильного устройства в качестве платежного инструмента.
Структура мобильных приложений электронной коммерции для сферы гостеприимства с учетом перечисленных функций показана в таблице.
Коммуникационные функции |
Интернет-коммуникации |
Видеозвонки |
Определение местоположения |
Геопозиционирование (GPS/ГЛОНАСС) |
Составление маршрута с использованием онлайн/офлайн карт |
Функции гида |
Распознавание QR-кодов |
Воспроизведение сведений о туристских объектах (в форме текста, аудио, видео) |
Безопасность и комфорт |
Контроль состояния здоровья |
Автоматический перевод текста и речи на другие языки |
Платежный инструмент |
Возможность работы с электронными платежными системами |
«Электронный кошелек» |
Учитывая возрастающий уровень информатизации, развитие глобальной инфраструктуры широкополосного доступа к сети Интернет и информационные потребности субъектов рынка услуг гостеприимства, подробнее рассмотренные в [3, 5, 6], следует ожидать, что мобильные приложения электронной коммерции для сферы гостеприимства, реализующие все или некоторые из рассмотренных функций, окажутся востребованными потребителями.