Региональный уровень власти в научной литературе в последнее время стал рассматриваться в контексте регионального политического режима. По мнению ряда исследователей понятие «региональный политический режим» имеет большую операциональную ценность[1]. При этом вариативность режимов внутри государства сильно ограничена, так же как и автономия этих режимов, но в то же время способы реального функционирования институтов власти могут существенно различаться в зависимости от местных обстоятельств.
Рассмотрение тенденций развития политической власти в регионах Юга России показывает, что субъекты на протяжении 1990-х гг.- начало 2000 гг. развивались по собственным траекториям, стремясь при этом реализовать свой особый статус в составе федерации. Потому политическая ситуация в различных регионах на Юге РФ и сложившиеся там политические режимы довольно сильно отличаются друг от друга.
Относительно расстановки политических сил в южных регионах России необходимо выявить формально-правовой каркас политической ситуации, включающий в себя использование институционального и формально-правового подходов. При таком подходе рассматриваются органы исполнительной, законодательной, судебной власти и местного самоуправления, политические партии, действующие на территории региона и др.
В анализе политической ситуации важен элитистский подход, уделяющий внимание личностям лидеров и элитным группам, формирующим «реальное» поле взаимодействия на территории региона.
При этом важно определить реальные механизмы реализации властных отношений, которые могут иметь неформальный и просто теневой характер.
Такой анализ позволяет лучше и точнее выявлять акторов и группы влияния. Совершенно необходимой является оценка ресурсов (ресурсной базы) акторов и групп влияния.
Определенная конфигурация властных структур существует в регионе всегда.
В Южном федеральном округе (после выделения из него Северо-Кавказского федерального округа) находятся 2 республики, 3 области и 1 край, то есть четыре «русских» региона – три области – Ростовская, Астраханская, Волгоградская и один край – Краснодарский.
Три региона Южного округа – Астраханская и Ростовская области и Краснодарский край являются важными для регионального политического анализа примерами регионов с устойчивыми политическими режимами. Региональные политические режимы представляют достаточно персонифицированный вариант.
Так, В. Чуб олицетворял власть в Ростовской области (с 1991 г. по май 2010 г.), что в немалой степени объяснялось отсутствием контрэлитных группировок в регионе. Поскольку политической организацией элиты является «Единая Россия», то членство губернаторов в федеральном политсовете партии является важной составляющей в реализации властных отношений.
Финансовые группы также ориентированы на работу с губернатором или косвенно подчинены ему. Внешние финансовые группы вынуждены искать содействие губернатора в реализации проектов на территории Южного федерального округа.
21 мая 2010 года по представлению Президента РФ Голубев В. Ю. был наделён депутатами Законодательного Собрания Ростовской области полномочиями Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области
В настоящий момент отношения с центром являются стабильными и конструктивными. Они формируются на основе политики губернатора Ростовской области, в основном на его тесных связях с федеральной элитой.
Что касается институциональных механизмов (формальных и неформальных) политической системы принятия и реализации мер в политической области и политического развития России в целом и южных регионов, в частности, то последние годы они определялись путинской политикой вертикализации власти или «нового централизма». Такая политика предусматривала выстраивание новой более эффективной с точки зрения властей системы управления и сосредоточение административных, экономических, политических и иных ресурсов в руках федерального Центра. Проходящая в стране политическая трансформация в корне изменила правила политического процесса. Основными ее направлениями, затрагивающими регионы, стали:
• избрание не менее половины депутатов региональных парламентов по пропорциональной избирательной системе;
• изменение порядка формирования Совета Федерации;
• повышение «заградительного барьера» для партийных списков;
• отмена порога явки на выборы;
• запрет на создание и деятельность региональных политических партий;
• запрет на образование избирательных блоков;
• отмена выборности губернаторов населением и др.
Тем самым формировались новые отношения между федеральной властью и регионами. Одним из результатов новых отношений «Центр-регионы» должно стать формирование институционального правового пространства, в котором управленческие процессы рационализируются, подчиняются общим для всех нормам и правилам и др.
При оценке возможности воздействия российских федеральных властей на динамику развития возникавших на политическом пространстве Юга России конфликтных ситуаций, нужно учитывать основные способы поддержания политической стабильности: а именно, авторитарный способ поддержания политической стабильности и консенсусный способ обеспечения политической стабильности. Первый способ делает упор на необходимость сохранения достаточно жестких политических структур как основы для взаимодействия между обществом и политическом режимом; второй акцентирует внимание на реформирование политических структур для того, чтобы придать им большую гибкость, уменьшить их разрыв с обществом, приближая их к учету позиций и интересов различных групп социума.
Не случайным явлением стало обращение ряда региональных политических лидеров к менее конфликтогенному варианту, к возвращению прежней системы выборности губернаторов населением.
Что касается поддержания политической стабильности в республиках Северного Кавказа, то акцент делался на необходимость сохранения достаточно жестких политических структур как основы для взаимодействия между обществом и политической системой, то есть авторитарный способ поддержания политической стабильности.
В результате анализа основных тенденций развития политической власти на Юге России придем к следующим выводам.
Региональный политический режим определяется спецификой политической ситуации и связан, так или иначе, с расстановкой основных акторов политических действий. Влиятельность глав регионов, их способность держать ситуацию на вверенных территориях под контролем позволяет доминирующей группе влияния в регионе определять особенности политического режима с точки зрения устойчивости вертикального разделения властей.
По разному учитывались и основные способы поддержания политической стабильности: ряд субъектов использовали авторитарный способ поддержания политической стабильности; другая часть субъектов южного региона следовала консенсусному способу обеспечения политической стабильности.
Анализ показывает, что руководство субъектов федерации на протяжении 2000-х нулевых, развиваясь по собственным траекториям политического развития, сохраняли или расширяли сложившуюся модель вертикального разделения властей. Если политическая ситуация в различных субъектах на Юге России и существующие там политические режимы с точки зрения политической стабильности и отличаются друг от друга, то в отношении системы сдержек и противовесов сложилась в основном одинаковая картина.
Российская политическая практика, особенно в условиях функционирования «тандема», обозначил с одной стороны сокращение возможностей реального политического влияния парламента и независимого суда, а с другой – усиление «вертикализации» исполнительной ветви власти.