Известно устройство «Судно с устройством обеспечения его плавучести и непотопляемости при аварии» [1]. Судно оборудовано устройством обеспечения плавучести и непотопляемости при аварии, включающем размещённые внутри бортовых отсеков судна сложенные эластичные надувные ёмкости. Ёмкости снабжены обратными клапанами и выполнены с надувными рёбрами жёсткости, которые соединены с источником сжатого газа. При угрозе затопления судна в рёбра жёсткости подаётся сжатый газ, и они принимают форму отсека. При этом ёмкости заполняются воздухом из отсеков. Обратные клапаны препятствуют выходу воздуха из ёмкостей при поступлении воды в отсек. Недостатком данного изобретения является расположение эластичных надувных ёмкостей внутри отсеков судна, что невозможно на грузовых и пассажирских судах, на которых отсеки предназначены для перевозки груза или для расположения кают пассажиров либо членов экипажа судна.
Известно «Устройство для поддержания судна на плаву в аварийной обстановке» [2]. Устройство представляет собой судно, которое по периметру опоясано целым рядом так называемых «тёщиных языков», т.е. самораскручивающихся эластичных ёмкостей, размещённых на прикреплённых снаружи судна подставках (имеющих откидные боковые стенки). Эти языки соединены группами с баллонами со сжатым воздухом. Недостатком данного изобретения является расположение эластичных оболочек на подставках, выходящих за основные, конструктивные габариты судна, а откидные боковые стенки не могут обеспечить надёжного крепления эластичных ёмкостей в штормовых условиях, что не может гарантировать надежную работу конструкции.
Технической задачей заявленного авторами изобретения является использование его на всех видах судов в любых погодных условиях. Технический результат заявленного устройства для поддержания судна на плаву в аварийной обстановке, содержащего эластичные ёмкости, подключённые к источнику сжатого воздуха, достигается тем, что вдоль бортов корпуса судна над привальными брусьями расположены карманы с пакетами эластичных ёмкостей, один конец которых закреплён к борту судна, а крышки карманов снабжены пневмоцилиндрами, при этом сжатый воздух в пневмоцилиндры и эластичные ёмкости подаётся одновременно, при срабатывании автоматического клапана по сигналу об аварийной обстановке.
На рис. 1 изображено судно с устройством в нерабочем состоянии; на рис. 2 – судно с устройством в рабочем состоянии; на рис. 3 – разрез А-А рис. 1; на рис. 4 – вид по стрелке В рис. 3; на рис. 5 – разрез Б-Б рис. 2. На рис. 6 – схема подачи сжатого воздуха к устройству.
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Судно с устройством для поддержания его на плаву в аварийной обстановке содержит корпус 1 с привальными брусьями 2, над которыми расположены карманы 3 с эластичными ёмкостями 4 и крышками 5. Крышки 5 открываются, и закрываются с помощью пневмоцилиндров 6. Сжатый воздух к пневмоцилиндрам 6 и в эластичные ёмкости 4 подаётся от баллонов сжатого воздуха 7, установленных в одном из отсеков корпуса судна. Система подачи сжатого воздуха в пневмоцилиндры 6 для подъёма крышек 5 и в эластичные ёмкости 4 содержит автоматический клапан 8, срабатывающий по сигналу об аварийной обстановке.
Устройство работает следующим образом: При подаче сигнала об аварийной обстановке срабатывает автоматический клапан 8 и сжатый воздух из баллонов 7 поступает в пневмоцилиндры 6 на открывание крышек 5 и в эластичные ёмкости 4. Эластичные ёмкости наполняются сжатым воздухом, расправляются, и судно получает дополнительную плавучесть и непотопляемость. По окончании аварийной ситуации эластичные ёмкости сдуваются, и устанавливаются в карманы. Крышки карманов закрываются с использованием пневмоцилиндров и сжатого воздуха.
На данное устройство получен патент на изобретение [3].