Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,484

APPLICATION OF MULTIMEDIA PRESENTATIONS IN CORRECTIVE SPEECH THERAPY STUTTERING DURING MANUAL LABOR

Ilyassova B.I. 1 Zarkenova L.S. 1
1 Ministry of education and science of the republic of Kazakhstan RSE in the basis of the right of economic management «Academician Y.A. Buketov Raraganda State Universiny»
Education – a key policy priority of Kazakhstan, the course is aimed at the humanization of education. Of great importance is the formation of children full communion, which is possible only if the full mastery of speech. Existing methods of correction and rehabilitation of stuttering is not enough focus on the development of linguistic resources is a prerequisite to eliminate general speech underdevelopment that characterizes the state of speech stammering schoolboys. This article discusses the technology of speech therapy work with multimedia presentations to remedy stuttering in primary school children in the process of manual labor.
stuttering
speech therapy technology works
multimedia technology
multimedia presentations
subject-operation plan
communication skills
obschetrudovye skills

Известно, что одним из распространенных, сложных и длительно протекающих речевых нарушений у детей является заикание, возникающее в период наиболее активного формирования речи и ограничивающее коммуникативные возможности ребенка.

Существующие методики и реабилитационные системы коррекции заикания (М.А. Виноградовой, Г.А. Волковой, Р.Е. Левиной, С.А. Мироновой, Н.А. Чевелевой, Е.Ф. Рау, В.И. Селиверстова и др.), направленные на становление правильной речи, недостаточно ориентированы на развитие языковых средств, что является необходимым условием устранения общего речевого недоразвития, которое характеризует состояние речи многих заикающихся школьников [1, 2, 5, 6]. Несмотря на наличие различных направлений коррекционной работы с заикающимися, не существует целостной педагогической технологии коррекции заикания у детей на основе ручного труда. Кроме этого, недостаточно используются возможности ИКТ в рамках данной проблемы. Особенно богатыми дидактическими возможностями обладает технология мультимедиа, представляющая собой интерактивное объединение текста, графики, звука, видео и анимации на основе единого интерактивного программного обеспечения, использование которой позволит построить процесс на основе ярких опорных образов, отражающих процесс ручной деятельности.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации – формирование у учащихся системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности [3].

Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

– осуществление полисенсорного восприятия материала;

– возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

– объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;

– возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;

– активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

– компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий со школьниками [4].

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

В нашем исследовании мы осуществили попытку разработки комплекса мультимедийных презентаций для логопедических занятий по устранению заикания в процессе ручного труда.

Поделки, которые изготавливались на логопедических занятиях, элементарны и не требуют специальной подготовки. Отбор поделок для занятий осуществлялся с опорой на программу по ручному труду. Занятия по ручной деятельности строились по традиционной методике и содержали основные этапы деятельности: ориентировка в задании, планирование работы, собственная деятельность, анализ качества выполненной работы [7].

Рассмотрим использование мультимедийных презентаций на логопедических занятиях по данным этапам.

Первый важный этап – ориентировка в задании. Ребенок должен понять задание и представить себе результат труда (конструкцию будущей поделки, ее форму, размеры, материалы и т.д.). Ориентировка в задании включает анализа объект и условий, необходимых для его изготовления.

На начальных этапах обучения, в связи с тем, что дети не умеют анализировать объекты, имеют малый запас слов, не владеют свободно связной речью, невнимательны и быстро отвлекаются, логопед на протяжении нескольких занятий сам осуществляет такой разбор. Затем школьники по его вопросам повторяют анализ. Логопед, каждый раз должен придерживаться одной последовательности: назвать предмет, указать его назначение, выделить крупные и мелкие части, детали этих частей, определить свойства выделенных частей (форма, величина, цвет, материал), их пространственное расположение, виды соединения деталей. При коллективном анализе дети рассказывают о предмете, отвечая на вопросы логопеда, задаваемые в указанной последовательности. Требуемый объем, полнота и точность ответов будет зависеть от периода работы. Например, в четвертый период – период закрепления навыков самостоятельной речи после анализа объекта следует предложить одному ученику повторить анализ полностью, что создаст у детей более четкое представление об изделии.

Для анализа объекта использовались презентации, отображающие образ будущей поделки (рис. 1).

Второй этап деятельности – планирование работы, которое включает в себя установление последовательности трудовых операций, определение приемов работы и инструментов, нужных для их выполнения. Вначале логопед объясняет выполнение каждой операции отдельно, чередуя показ трудовых действий со словесной инструкцией.

pic_7.tif

Рис. 1. Образец поделки на слайде

Затем дети учатся планировать ближайшую операцию. На следующих ступенях школьники учатся составлять план в процессе коллективной беседы. Следующий этап обучения планированию – составление плана с частичной помощью логопеда. Значительную помощь в обучении детей планированию оказывает применение таких наглядных средств, как предметно-операционные, графические и словесные планы.

Мы использовали предметно-операционные планы (ПОП). Предметно-операционный план – это расположенные в определенной последовательности полуфабрикаты изделия, при оформлении которого необходимо соблюдать ряд требований:

- рисунки даются несколько увеличенными по сравнению с образцом и обязательно в объемном и четком изображении;

- цвет деталей на плане обязательно должен совпадать с цветом материалов, из которых ученики будут выполнять изделие;

- единообразное изображение операций;

- образцы изделия, доведенные до разной степени готовности, располагались либо на отдельных слайдах, либо на одном;

- фон слайда плана должен значительно отличаться от материалов, применяемых для изготовления поделки, чтобы не затруднять восприятие демонстрируемого пособия.

Задача логопеда состоит в том, чтобы научить учащихся ориентироваться в частях плана. Обучая детей планировать ближайшую операцию с опорой на ПОП, на первых порах целесообразно предъявлять слайды плана только после того, как школьник ответил на заданный учителем вопрос. В дальнейшем ученик в качестве ответа должен выставить нужный слайд плана, а потом, опираясь на него, называть операцию.

Последовательность выполнения поделки можно изображать на одном слайде, как показано на рис. 2.

pic_8.tif

Рис. 2. Слайд с последовательностью лепки снеговика

В случае, когда последовательность выполнения дана на одном слайде, мы предлагаем учащимся внимательно рассмотреть ее. Опираясь на картинки, дети отвечают на вопросы логопеда, рассказывают план работы над изделием. Далее задания постепенно усложняются. Используются следующие упражнения: сообщение плана работы по просмотренным слайдам, поиск ошибок в изображаемом плане. Следует подчеркнуть, что предметно-операционный план составляется не на каждое изделие, а лишь на новые и сложные. Если на уроке выполняется изделие, аналогичное предыдущему, то целесообразно планировать работу с учетом его образца.

Третий этап деятельности – собственная деятельность учащихся. На данном этапе процессом труда руководит логопед: он привлекает внимание детей с образцу, к предметно-операционной карте, предлагает сравнить свое изделие с образцом. Деятельность логопеда на данном этапе направлена на развитие речи заикающихся в зависимости от периода работы.

Последний, четвертый этап деятельности – анализ качества выполненной работы. На данном этапе учащиеся дают словесный отчет о выполненной работе и оценку качеству выполненной работы.

Словесный отчет помогает ученикам лучше понять и запомнить порядок действий, облегчает им составление плана работы аналогичного изделия, способствует развитию речи детей. Обучение словесному отчету о практической работе следует начинать в соответствии с периодом работы с заикающимися. Для оценки учащимися качества выполненной работы логопед просит ответить, нравится или не нравится ученику его работа, как она сделана, не требуя объяснения, оценки. В дальнейшем следует просить детей оценить качество поделки. Учащиеся сравнивают свое изделие с образцом, учитель помогает им объективно рассматривать свои поделки. Ребят нужно привлекать к обсуждению качества не только собственных изделий, но и работ своих товарищей.

На двух последних этапах можно возвращаться к слайдам, изображающие все основные этапы работы, образец, необходимые материалы и инструменты для изготовления поделки. Следовательно, мультимедийные презентации служат своего рода наглядной опорой для формирования общетрудовых умений и навыков учащихся.

Итак, нами предпринята попытка разработки технологии логопедической работы с заикающимися младшими школьниками в процессе ручного труда с использованием элементов ИКТ. Новизна представленной технологии состоит в синтезе трех составляющих: методики Н.А. Чевелевой; традиционной методики обучения ручному труду, мультимедийной технологии.

Результаты исследования показали повышение уровня владения коммуникативными навыками: дети активней включаются в контакт, пользуются различными типами предложений. Сложным остаются запрос информации и составление диалога. Но то, что дети уже умеют пользоваться различными типами вопросов, говорит о положительной динамике. Также результаты говорят о снижении частотности проявления пароксизмов заикания, снижении зависимости их появления от степени речевой самостоятельности, от окружающей обстановки. Неторопливый, спокойный ритм выполняемой детьми работы, естественно, переносится и на их речь, делая ее плавной, ритмичной, спокойной.

Таким образом, в ходе экспериментальной деятельности было доказано, что использование разработанной нами технологии по исправлению речи заикающихся младших школьников на занятиях ручным трудом повысит эффективность логопедического воздействия, так как данная технология направлена, во-первых, на развитие самостоятельной речи заикающихся младших школьников, начиная с наиболее элементарной, доступной для них, ситуативной речи, постепенно подводя к использованию контекстной речи; во-вторых, на развитие таких общетрудовых умений и навыков, как ориентировка в задании, планирование и самоконтроль, в-третьих, на оптимизацию логопедического воздействия через использование мультимедийных технологий.