Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,484

INVOLVING STUDENTS IN ACTIVITIES DESIGNED TO DRAW ATTENTION TO THE ENVIRONMENTAL PROBLEMS

Minnebaeva Z.E. 1
1 Federal Autonomous Educational Institution of Higher Education «Kazan (Volga region) Federal University»
The article discusses the importance of involving students in practical activities designed to draw attention to the environmental problems. Gaining theoretical knowledge, which is not reinforced with practical activities, is not enough to develop skills of correct environmental behaviour of school students. The author presents an analysis of ways of engaging today’s youth in events and actions, taking into account their age peculiarities, and passion for Internet. Direct involvement in practical activities aimed at drawing attention to environmental problems and search for possible solutions to these problems, helps to create the person with active civil position, armed with knowledge about the state of affairs in this area, with practical knowledge and skills for the protection of the environment. The relevance of article is connected with exacerbation of unfavorable environmental conditions on the Earth which is an accepted fact and without taking measures to improve the environment, mankind is threatened to face environmental disaster.
environmental crisis
motivation
experience
action
event

Рост уровня развития человеческого общества обусловлен научно-техническим прогрессом, который призван создать благоприятные условия для жизни человечества. Однако в погоне за высокими достижениями человек часто забывает об окружающей его среде, относится к природным ресурсам как неисчерпаемому источнику, позволяющему человечеству обогащаться, не задумываясь о возможных последствиях. Возникающие противоречия между обществом и окружающей средой вызывают тяжелейший экологический кризис. Результатом негативного влияния человека на природу является увеличение уровня загрязнения окружающей среды, сокращение биологического многообразия, исчезновение видов животных и растений, рост количества генетически обусловленных болезней [1].

Причинами экологического кризиса наряду с социально-экономическими факторами, являются мировоззренческие и философские взгляды человека, ибо они в первую очередь определяют отношение человека к окружающей его среде и степень ответственности за возможные негативные последствия неразумного природопользования.

Предупредить и предотвратить экологическую катастрофу возможно путем изменения системы ценностей современного общества, путем использования знаний, накопленных человечеством, что могло бы способствовать формированию экологической культуры молодого поколения. Экологическая культура человека проявляется в его экологически обусловленной деятельности. Развитие экологической культуры подразумевает комплексное влияние на когнитивную, аффективную и деятельную сферу сознания личности. Формирование экологической культуры учащихся, координирующей и корректирующей отношение школьников к природе, является целью экологического образования [3].

Однако, овладение теоретическими знаниями, не подкрепленными практической деятельностью, недостаточно для выработки навыков правильного экологического поведения школьников. Непосредственное участие в практических мероприятиях, направленных на привлечение внимания к проблемам окружающей среды и поисков возможных решений этих проблем помогает сформировать личность с активной гражданской позицией, вооруженной знаниями о состоянии дел в этой области, практическими умениями и навыками работы по охране окружающей среды. Следовательно, вовлечение учащихся в мероприятия, посвященные проблемам окружающей среды, является наиважнейшим этапом в формировании экологической культуры школьников.

Первостепенное значение имеет распространение информации. Важно, чтобы учащиеся знали об организациях, осуществляющих природоохранную деятельность в регионе, стране, где они проживают, а так же о существующих международных движениях. Эту информацию можно получить посредством радио и телевидения, интернет ресурсов, газет и журналов. Знание иностранного языка дает возможность учащимся найти единомышленников из других стран, обсуждать проблемы экологии, делиться своими мыслями и идеями, обмениваться опытом работы, тем самым иностранный язык служит не только средством для решения глобальных экологических проблем, но и служит делу укрепления мира во всем мире.

Пример успешной деятельности организации «Гринпис» способствовал привлечению внимания к существующим экологическим проблемам во всем мире и созданию природоохранных организаций и движений во многих странах.

Цели деятельности Гринпис – защита окружающей среды, просвещение и пропаганда экологичного образа жизни. Такие глобальные экологические проблемы, как глобальное изменение климата, сокращение тропических лесов, чрезмерный промышленный вылов рыбы, развитие генной инженерии, радиационная опасность, сохранение Арктики находятся в поле зрения организации.

Международная неправительственная экологическая организация «Гринпис» имеет более 26 региональных отделений в 55 странах мира, в том числе и в России. Региональные отделения занимаются национальными экологическими проектами, следуя международной стратегии. Более 2,8 миллионов людей во всем мире поддерживает деятельность Гринпис [6].

Земля – наш общий дом, а значит, экологические проблемы не могут касаться только отдельно взятых стран или людей, эти проблемы касаются мирового общества в целом, и решить их можно только сплотившись вместе, сообща. Трудно переоценить роль иностранного языка, с помощью которого можно узнать из первых уст об экологических проблемах и мероприятиях, направленных на решение этих проблем в разных странах мира. Знание языка позволяет стать частью мирового движения, внося свой посильный вклад в общее дело.

Глобальное, масштабное складывается из частного, а значит и решение глобальных проблем нужно начинать с малого, с оздоровления родного двора, района, города. В частности, работа на пришкольном участке имеет важное практическое значение, так как в ней могут принять участие все учащиеся. Это способствует выработке у школьников навыков правильного экологического поведения в природно-социальной среде, бережного отношения к природе, развивает их экологическую культуру. Восприятие детьми природной красоты, формирует у школьников правильное экологическое мышление и поведение по отношению к природе. Работая под руководством педагога, они приобретают практические навыки, получают эстетическое наслаждение от результатов своей работы, формируется бережное отношение к окружающей среде. Едва ли они захотят сорить в саду, который они облагораживали или сорвать цветок с клумбы, который они так долго взращивали.

В рамках района и города, школьники могут участвовать в разного рода мероприятиях, таких как экологические субботники по очистке парков, скверов от накопившегося мусора; посадка деревьев, что особенно актуально в связи с проведением в городе Казани акции «Зеленый рекорд», в рамках которой были посажены тысячи деревьев, чтобы сделать наш город чище и краше; очистка прибрежной зоны рек и озер, расположенных в черте города.

Акция «Зеленый рекорд» началась в Казани в 2012 году. В результате этой акции преобразились десятки улиц, дворов и скверов нашего города. Участвовать в акции и внести свой вклад мог любой желающий, придя на один из зеленых субботников, которые проходили в разных уголках города. Саженцы и инвентарь выдавались на месте.

Слоганом акции было: «Хочешь жить в зеленом городе? Приди и посади дерево!». Школьники, педагоги, студенты принимали активное участие в посадке деревьев совместно с чиновниками, депутатами и известными людьми нашего города. Акция приобрела большую популярность у молодежи, благодаря местной прессе, телевидению и социальным сетям интернет, которые широко освещали ее ход. Акция имела большое воспитательное значение для подрастающего поколения, ибо, она наглядно продемонстрировала, что для улучшения окружающей среды необходимо непосредственное участие в ее защите и облагораживании.

В 2015 году акция «Зеленый рекорд» плавно перетекла в год скверов и парков в Республике Татарстан. За этот год были отреставрированы уже существующие скверы и парки и построены новые, сделав наш город еще красивее и удобнее для отдыха горожан.

Мотивация и учет интересов учащихся имеет большое значение для успешности того или иного проекта. Интернет и в частности социальные сети, активными пользователями которых являются школьники, где они проводят большую часть своего свободного времени в поисках друзей и общения, имеют огромный потенциал для привлечения школьников к экологическим акциям. Информация, размещенная в социальных сетях, быстро распространяется среди молодежи, вызывая обсуждения и комментарии. Так почему бы не использовать данный ресурс для того чтобы обратить внимание молодых людей на экологические проблемы родного города, села?

Используя активность молодых людей в социальных сетях, существует возможность успешного привлечения внимания молодежи к существующим проблемам и вовлечения ее в интересные проекты. К сожалению, этот потенциал используется недостаточно и необходимо вести работу в этом перспективном направлении.

Следует отметить положительный опыт всероссийской акции «Блогер против мусора», которая широко освещается в разных социальных сетях и имеет популярность у молодежи. Организаторы акции открывают группы, куда могут вступить все желающие, назначают место и время проведения мероприятия, обеспечивают необходимым для уборки инвентарем. Каждый участник получает памятную футболку с логотипом акции. К освещению мероприятия привлекаются средства массовой информации: местные газеты и телевизионные каналы. Отчет о проведенном мероприятии также размещается в социальных сетях, сопровождаемый фотографиями и комментариями ее участников. С каждой проведенной акцией количество ее участников возрастает.

В рамках этой акции в Казани было организованно мероприятие по очистке парка Молодоженов (напротив здания Центрального автовокзала и рядом с Речным портом города). Парк находился в ужасном состоянии, несмотря на то, что располагается практически в центре города. Организаторами и активными участниками этого мероприятия выступили студенты казанских университетов, и что немаловажно, к ним присоединились неравнодушные жители этого микрорайона. Группу активистов поддержало Министерство экологии и природных ресурсов РТ, выделив технику и рабочих из городского производственного треста водного и зеленого хозяйства. Диджей развлекал участников субботника музыкой и привлекал в парк народ с окрестностей. В результате акции было вывезено несколько машин мусора и установлены новые скамейки и урны. Парк преобразился и стал более привлекательным местом для прогулок и отдыха горожан [4].

Как видно из этого примера, молодежь готова участвовать в мероприятиях, направленных на решение экологических проблем, нужно просто найти правильную мотивацию. Вместо длинных воспитательных бесед и принудительного участия в субботниках, гораздо эффективнее найти такие формы проведения мероприятий, которые бы отвечали интересам современных молодых людей.

Еще одним популярным направлением является акция «Час Земли», которая была основана Всемирным фондом дикой природы (WWF) в 2007 году как символ заботы человека об окружающей среде. Слоган акции – «Всем миром для одной планеты» – отражает ее главную суть. Люди по всему миру на один час выключают свет в знак неравнодушия к будущему планеты. Эта акция переросла в международную кампанию по сохранению ресурсов нашей планеты, в которой может принять участие любой человек. Жители г. Казани и прежде всего студенты и школьники принимают активное участие в этой ежегодной акции. Для присоединения к «Часу Земли» необходимо отключить освещение в комнатах, подсветку зданий, компьютеры, праздничную иллюминацию, неоновые рекламные вывески, телевизоры и настольные лампы, а также можно выключить ненужные электрические приборы.

Каждая страна в рамках Часа Земли привлекает внимание к тому, что для нее является наиболее важным на данный момент. Так в России, в 2012 году за время кампании «Час Земли» было собрано более 120 тысяч подписей за закон о защите морей от нефтяного загрязнения. В конце 2012 года закон был подписан Президентом и с 1 июля 2013 г. вступил в силу. В 2015 году в рамках акции «Час Земли» WWF России проводил кампанию «Время думать иначе», призывая заморозить экологически опасные и дорогостоящие проекты в Арктике. Фонд собрал подписи под обращением к президенту России с просьбой о введении десятилетнего моратория на разработку новых нефтяных месторождений на арктическом шельфе [5].

Данная акция сопровождается благотворительными концертами с участием звезд и сбором пожертвований в поддержку конкретного природоохранного проекта в России. Любой человек может стать частью этого мероприятия, которое способно не только привлечь внимание большого количества людей к вопросам окружающей среды, которые актуальны для России сегодня, но и решить эти проблемы, сохранив уникальную природу нашей страны для себя и будущих поколений.

Вовлечение школьников в мероприятия по защите окружающей среды дает им возможность применения на практике полученных на уроках знаний, позволяет осознать свою причастность к природе, формирует навыки правильного экологического поведения и позволяет надеяться, что наше будущее поколение вырастет неравнодушным к проблемам окружающей среды и будет способным принимать необходимые меры по решению этих проблем. А владение иностранным языком позволяет интегрироваться в международные организации и заниматься природоохранной деятельностью в глобальном мировом масштабе.