В настоящее время высшие учебные заведения РФ осуществляют набор абитуриентов на образовательные программы, соответствующие новым федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования (ФГОС ВО), которые направлены на обеспечение единства образовательного пространства и преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего образования на основе компетентностного подхода [5, 11, 19]. В этих условиях основной целью профессионального образования является подготовка творческого, квалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда и готового к постоянному профессиональному росту.
Компетентностный подход в подготовке специалистов предполагает формирование у будущих выпускников профессиональной компетентности. Обучение, основанное на компетенциях, строится на освоении и демонстрации умений, знаний, необходимых для конкретной трудовой деятельности [11]. Ключевым принципом данного типа обучения является ориентация на результаты, значимые для сферы профессиональной деятельности.
Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в современном образовательном процессе, который предполагает применение инновационных технологий и активных методов обучения, создание условий для формирования у студентов опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и иных проблем профессиональной деятельности; оценку достигнутых результатов, т.е. оценку компетентности студента [11, 17] .
В настоящее время в техническом университете при обучении студентов используется широкий спектр традиционных образовательных педагогических технологий и методов [1, 10], однако, для повышения качества подготовки кадров необходимо совершенствование образовательного процесса в направлении использования инноваций, предполагающих использование: технологии интерактивного и компьютерного обучения; технологий дистанционного обучения для организации индивидуальных маршрутов обучения студентов очной формы; технологии рейтинговой системы оценки знаний студентов, позволяющей эффективно оценивать результаты образовательной деятельности и значительно повысить мотивацию учения [2, 8].
Приведём примеры некоторых формы и методов интерактивного обучения, применяемые на лекционных занятиях по химическим дисциплинам, читаемым студентам первого и второго курсов различных направлений подготовки.
Лекции предшествуют практическим занятиям и самостоятельной работе студентов, поэтому в каждой лекции должен быть материал, который позволит представить обобщённую структуру изучаемого объекта и направленно организовать самостоятельную работу студентов при подготовке к лабораторному занятию.
При отборе информационного материала для лекции учитываем, что студентам доступна относительно элементарная познавательная деятельность по сравнению с другими методами обучения. При отборе материала учитываем, что каждая лекция должна содержать столько информации, сколько может быть усвоено аудиторией в определённое время и может быть представлена в логико-смысловых схемах и опорных сигналах, что способствует более эффективному освоению материала.
Для активизации мыслительной работы студентов используем различные методы и приемы. К числу таких методических приемов относятся: постановка вопросов перед аудиторией и небольшая пауза для их обдумывания; смена темпа изложения, изменение интонации; обращение с просьбой подсказать решение вопроса, сделать выбор; изложение фактов из истории науки, жизни ученых; привлечение примеров из практики и опыта работы самих преподавателей; применение технических средств обучения и иллюстрации; рассказ о научной конференции, в которой участвовал преподаватель; сообщение итогов научных исследований, которые проводились преподавателями кафедры; высказывание различных точек зрения по одному и тому же вопросу, мотивированный разбор их с привлечением обучаемых (эффект конфликта); использование аналогии (эффект сравнения); постановка исследовательской задачи (эффект поиска); использование ярких художественных образов [1, 16].
Лекционный материал будет наиболее эффективно усвоенным, если его сопровождать демонстрационным экспериментом, подобранным в соответствии с планом лекции. Он позволяет наиболее полно реализовать метод проблемного обучения через постановку проблем с помощью демонстраций явлений, реакций или процессов. Решая проблемную ситуацию, студент становится активным участником учебного процесса и из пассивного объекта превращается в субъект учения [15].
Лекционный эксперимент предполагает показ химического явления аудитории. Лекционный эксперимент должен быть наглядным, хорошо видным всей аудитории; конструкция установки, в которой проводится процесс, должна быть максимально простой; сам эксперимент – эффектным, запоминающимся, с неожиданным результатом; время проведения опыта – по возможности меньшим.
Опыт использования эксперимента на лекциях показывает, что необходимо подвести студентов к восприятию опытов, обсуждая цели изучения какого-либо явления, далее кратко ознакомить с некоторыми сторонами этого явления, затем показать эксперимент, создающий проблемную ситуацию, которую необходимо развить вопросами преподавателя, и, наконец, провести обсуждение результатов и найти разрешение проблемной ситуации.
В этом отношении очень полезным будет объединение в лекционном изложении приемов мысленного и реального эксперимента, что дает возможность формировать знания более высокой степени обобщенности.
В современной системе обучения содержание и организация лекционного эксперимента способствуют формированию творческого химического мышления. Лекционный эксперимент должен создавать проблемную ситуацию, в разрешение которой вовлекается по возможности большее число студентов и служит многостороннему рассмотрению изучаемого объекта. В хорошем демонстрационном эксперименте обучающийся ожидает увидеть одно, а наблюдает совсем иное, неожиданное, не соответствующее его знаниям. Так на лекции возникают проблемные ситуации.
В проблемном преподавании эксперимент не только является иллюстрацией к изучаемому материалу, он служит источником новых знаний, формирует у студентов познавательный интерес к изучаемому предмету и развивает творческое мышление [14]. Чтобы демонстрационный эксперимент не превращался в эффектный фокус, его следует ставить при наличии у обучаемых необходимого запаса знаний для осмысливания проблемной ситуации и ее решения. Для создания проблемной ситуации демонстрационный эксперимент ставится без предварительного объяснения, чтобы студенты приближались к положению исследователей и смогли самостоятельно прийти к необходимым выводам. При этом очень важно научить использовать весь запас собственных знаний. Эффективность организации работы студентов во время проведения эксперимента зависит от того, какие дидактические средства использует преподаватель .
Дистанционное обучение – это универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, и технических средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового обмена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространствен и во времени. С технологической точки зрения образовательный процесс в системе дистанционного обучения является результатом оптимального сочетания информационных, педагогических и управленческих технологий. Подобное сочетание позволяет воплотить идею оптимального соотношения возможностей преподавателя, обучаемого и средств обучения [6].
Элементы дистанционного обучения применяем для организации самостоятельной работы студентов. На образовательном портале выкладываются электронные образовательные ресурсы на каждый вид учебной работы, учебно-методические комплексы учебных дисциплин, рабочие программы [18]. Обучающиеся, пропустившие занятия, могут ликвидировать образовавшиеся задолженности в любое свободное время. Преподаватель отслеживает результаты работы также на образовательном портале. Такие возможности дистанционного обучения позволяют повысить качество обучения студентов.
Особое место среди проблем повышения качества высшего образования принадлежит проблеме мотивации учения будущих специалистов. По мнению большинства учёных, эффективность познавательной деятельности непосредственно зависит от степени её мотивированности [7].
Структура мотивационной сферы определяет направленность личности человека, которая имеет разный характер в зависимости от того, какие именно мотивы по своему содержанию и строению являются доминирующими [9].
Сформированность и реализация структуры мотивации учения студентов в их повседневной деятельности в вузе позволяет развить положительное отношение студентов к учению, характеризующееся систематичностью учебной работы, удовлетворенностью учебой, интересом к самостоятельной учебной работе, высокой оценкой будущей профессиональной деятельности. Знание структурной организации мотивации учения студентов вуза позволяет влиять на эффективность учебно-воспитательного процесса в вузе и управление им.
Для повышения мотивация в техническом университете реализуется рейтинговая система оценивания учебных достижений студентов [3, 4], которая позволяет учитывать разнообразные виды деятельности студентов, учитывать научно-исследовательскую работу, участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, что невозможно при традиционной системе оценивания качества подготовки. Реализация рейтинговой системы способствует творческому развитию студентов [20] и значительно повышает качество подготовки студентов, подтверждение этому можно найти во многих исследованиях [12, 13, 21].
Таким образом, в условиях социально-экономических преобразований, происходящих в обществе, возрастают требования к качеству подготовки выпускников вузов. Необходим поиск новых направлений совершенствования обучения, связанных с введением инноваций, основу которых составляют новые технологии, методы, приёмы, средства и формы обучения, способствующие повышению качества подготовки студентов.