Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

SOME ASPECTS OF SPEECH SKILLS IN CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION BY PLASTILINOGRAFII

Sadvakasova N.A. 1
1 Ministry of education and science of the republic of Kazakhstan RSE in the basis of the right of economic management «Academician Y.A. Buketov Karaganda State University»
This article describes the ways and means of formation of speech skills in children with mental retardation in preparing for school through ispolzovaniya1 plastilinografii through a variety of techniques: making decorative relief images of various shapes, topping, flattening, pulling parts of the total forms a dense aggregation by primazyvaniya one part to another. Also considered in some of the principles that underlie the conduct and activities of plastilinografii disclosed modern approaches and new developments in the field of the correction of speech development, since the formation of the speech process should begin with the development of hand movements, and in particular with the development of the movement in the fingers.
speech
language skills
mental retardation
plastilinografiya
modeling
mnemotablitsy
coordination
finger gymnastics
creative activities

В Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева говорится, что необходимо усилить внимание к лицам с особыми образовательными потребностями, создать условия для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, оказать эффективную коррекционно-педагогическую помощь, а также решить проблему связанную с обучением и воспитанием таких детей [3].

Пpoблемa oбучeния и вocпитaния дошкольников c отклoнeниями в paзвитии являeтcя oднoй из нaиболee значительных и aктуальныx пpoблем cиcтемы cпeциального коррекционного обpaзования. Это связано с тем, что на сегодняшний день расширился контингент детей с отклонениями в развитии, в том числе, дети с задержкой психического развития.

На настоящий момент по степени распространенности в пределах детской возрастной группы первое место по численности, более 40 %, занимают дети с задержкой психического развития.

Определение «задержка психического развития» (ЗПР) в настоящее время описывается как отклонение от нормального темпа психического созревания, которое проявляется в неравномерном формировании процессов познавательной деятельности, а также в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы. Таким детям присуще низкая способность к переработке перцептивной информации, слабость аналитико-синтетической деятельности, стереотипность мышления, инертность волевых процессов, которые оказывают отрицательное влияние на формирование речи.

Одним из наиболее значительных показателей готовности ребёнка к школе являются готовность руки к письму и развитая речь, которые напрямую зависят от состояния развития моторной деятельности рук. Уровень развития моторной деятельности рук во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития начальных навыков письма и прочее.

В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…» [5].

Имеющаяся проблема имеет обширную историю. Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, выявили связь, которая обозначается между активным движением рук и пальцев ребёнка и формированием его речевой деятельности. Реально моторная деятельность рук в этом период жизни является для ребенка дополнительным речевым органом, так как функции двигательной активности и речи формируются параллельно.

В нынешнее время многие специалисты настаивают на том, что формирование речевых процессов очень важно начинать с развития моторной деятельности рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти.

М.М. Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией» [1]. Первоначальной формой речевой коммуникации первобытных людей были жестовые образы, особенно важна была роль руки, так как именно руки дали возможность развивать путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. И поэтому развитие функциональных возможностей рук и речи идет параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развивается тонкая моторика рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук. Это утверждение показывает, что развитие речи невозможно без развития моторной деятельности рук и что это развитие должно начинаться с дошкольного возраста.

Для овладения различными видами деятельности, в том числе и творческими, дошкольный возраст является актуальным. Дети имеют одаренность ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изобразительном творчестве.

Некоторые современные авторы отмечают, что лепка, как один из видов детского творчества, влияет на моторную деятельность рук. При работе с пластилином идет массирование определенных точек на ладонях, которые в свою очередь активируют работу мозга, при этом развивают речь ребенка, подготавливают руку к умению писать и развивают интеллектуальные способности ребенка. Поэтому рисование пластилином благотворно сказывается и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка.

Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая существующие простейшие приемы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это дает предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приемов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части к другой. Важное значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают прием «вливания одного цвета в другой».

Уже к 6–7 годам появляется умение выполнять мелкие движения с предметами и в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Лепка представляет для детей дошкольного возраста с ЗПР некоторые трудности. У одних детей понижен, у других повышен мышечный тонус рук, и они не все могут правильно передать в лепке, что они хотят слепить. В связи с этим актуальной становится необходимость включения в содержание образования дошкольников с ЗПР методов и приемов, способствующих развитию мелкой моторики и координации движений рук.

Перспективным направлением совершенствования процесса формирования речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, на современном этапе, является использование нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии.

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» – создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Предметный материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изображение базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку способами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Изделия близки и понятны ребенку – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, животные, обитатели подводного царства.

Пластилиновая живопись в дошкольном учреждении – один из наиболее редко практикующихся видов изобразительной деятельности, так как не является обязательным в программах дошкольного образования. В связи с отсутствием методического обеспечения занятий по пластилинографии возникла необходимость создания программы «Пластилинография».

Программа «Пластилинография» базируется на основных методических материалах и программах: «Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения», под редакцией Т.Г. Неретиной, программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Біз мектепке барамыз», «Пластилинографии», Г.Н. Давыдова [4].

Планируя работу по пластилинографии, в первую очередь преследовалась цель: выявить влияние пластилинографии на развитие речи у старших дошкольников с задержкой психического развития.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

1. Осуществлять развитие речевых процессов (связной речи, произносительной стороны речи, лексико-грамматического строя речи и развитие коммуникативных способностей) и способствовать их дальнейшему формированию.

2. Познакомить детей с нетрадиционной техникой лепки – пластилинографией.

3. Обучить основным приемам выполнения изобразительных работ в данной технике – пластилинографии (сплющивание, раскатывание, скатывание, налепливание, прижимание, надавливание, намазывание, размазывание, прищипывание).

4. Осуществлять взаимосвязь между ознакомлением окружающего мира, развитием речи и практической деятельностью дошкольников.

5. Развивать координацию движений рук, моторную деятельность рук.

6. Развивать психические процессы (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения).

7. Воспитывать желание принимать участие в создании индивидуальных и коллективных работах.

8. Воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, эстетический вкус, аккуратность в работе, умение доводить начатое дело до конца.

Принципы, лежащие в основе проведения занятий по пластилинографии:

1. Сознательности и активности (осознанное включение детей в творческую деятельность, побуждение детей на самостоятельный поиск выразительных средств, использование нетрадиционной техники изображения).

2. Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).

3. Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). Учитывая психологию, возрастные особенности детей, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются.

4. Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ребенка в социуме, реализация собственных творческих потребностей).

5. Научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

6. Принцип воспитывающего обучения. Обучая технике «Пластилинография» воспитываются у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность. Обучая технике пластилинографии, закрепляются у детей знания по цветовосприятию, развивается эстетический вкус.

7. Принцип свободы выбора. Представляется детям возможность самим решить, как будет оформлена их картина, предоставляется им возможность выбрать подходящий на их взгляд материал. При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.

8. «От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Выбранная нами тема, является современной и актуальной исходя из следующих факторов: увеличено количество дошкольников с ЗПР требующих современных подходов и новых разработок в области коррекции их речевого развития; на современном этапе развития специальной педагогики и логопедии имеется достаточно многообразный материал по коррекции речевых нарушений дошкольников с ЗПР. Определены методы, этапы и содержание коррекционной работы, однако методических рекомендаций и разработок по данной проблеме на логопедических занятиях еще недостаточно.

Фундаментом ежедневного занятия является использование нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии. Можно представить методику создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

Разработанные планы-конспекты коррекционных занятий содержат упражнения и игры, направленные на развитие речи у дошкольников с ЗПР и рассчитаны на 18 учебных недель, которые проводятся 1 раз в две недели, продолжительность учебной деятельности для детей старшего дошкольного возраста составляет не более 30 минут.

В процессе создания данной программы были отобраны наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. Также к каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук, а также на занятиях используются мнемотаблицы (мнемотаблица – это схема, в которую заложена необходимая определенная информация).

Специальные коррекционные занятия проходят в игровой форме. Используемые игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, и психические процессы в целом. Каждое специальное занятие имеет не только воспитательные и образовательные задачи, но и коррекционно-развивающие, что позволяет способствовать к всесторонне развитой личности ребенка.

Имеющаяся специальная образовательная программа – обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка, учитывая его индивидуальные и психофизические особенности. Активизирует и помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать данные результаты.

В данном случае, весь подбираемый материал для специальных занятий с дошкольниками, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить существенные признаки изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти.

В игре обогащается словарный запас. В процессе обыгрывания каждого сюжета и использования практических действий с пластилином ведётся непрерывная беседа с детьми. Впоследствии такая игровая деятельность стимулирует речевую активность детей, вызывает речевое подражание, формирует и активизирует словарь [2].

Научной новизной данной работы является то, что целенаправленная и систематическая коррекционная работа по развитию моторной деятельности рук у дошкольников с ЗПР нетрадиционным методом «пластилинографии», оказывает положительное влияние на весь организм в целом, развивает навыки ручной умелости, формирует механизмы, необходимые для будущего овладения письменной речью. И, соответственно, в результате чего повышается уровень формирования речевых навыков у детей с ЗПР при подготовке к школе.

Проделанный анализ грамматического строя языка показывает, что дети начали применять разнообразные конструкции предложений. Если на начало обучения дети пользовались однословными предложениями, неполными. То к концу года количество таких предложений сократилось, увеличилось количество двусоставных. В речи детей появляются полные, распространенные предложения. Также сократилось количество простых предложений в тексте и в два раза увеличилось количество сложных и с прямой речью. Позитивные изменения и в индивидуальном коммуникативном поведении детей. Оно характеризовалось выраженным устойчивым интересом к диалогу со сверстником, проявляли инициативность, активность в общении.

В процессе коррекционных занятий дошкольники успешно научились, самостоятельно и с небольшой помощью, составлять рассказ по картине, связно и последовательно передавать изображенные события, использовать полные и распространенные предложения. Также было отмечено, что занятия проводились в игровой ситации и использовались коллективные методы работы, способствующие активизации внимания и речевых проявлений детей.

Следовательно, анализ выполнения всех заданий после обучения показал такие результаты: дошкольники с задержкой психического развития успешно и качественно выполняли задания. Это свидетельствует о том, что специальное коррекционное обучение детям с ЗПР необходимо.

Исходя из вышесказанного, а также анализируя результаты работы и результаты проведенного диагностического обследования видим, что занятия по пластилинографии с положительной стороны влияют на развитие речевых функций. В процессе специальной работы с пластилином развивается координация и согласованность движений рук, регулируется сила мышечных усилий, руки приобретают уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными, что имеет немаловажное значение для подготовки руки к овладению письмом. Улучшаются психические процессы. Вырабатывается терпение, усидчивость, проявляется заинтересованность. Данное обучение дает дошкольником определенный кругозор знаний, практических и трудовых умений и навыков, может позволить успешнее находить свое место в окружающем обществе. В целом результат исследования дает основание говорить о том, что разработанная модель формирования образовательной деятельности старших дошкольников с ЗПР способствует эффективному ее формированию, а также повышению уровня общего развития учащихся рассматриваемой категории детей.