Сущностные основы духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования успешно формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представленного в концепции духовно-нравственного развития и воспитания. Современный национальный идеал, формирующий высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, осознающего ответственность за его настоящее и будущее, укоренён в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации [1; с. 11].
На основе национального идеала духовно-нравственного развития и воспитания, представленных в Концепции, а также с учётом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Федеральным государственным образовательным стандартом [8], определены общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся при формировании личностной, семейной и социальной культуры. Однако вопрос о путях влияния на младшего школьника, способствующих формированию этого идеала или по крайне мере расширяющих возможности приблизиться к нему, остается открытым.
Еще в середине прошлого века В.В. Зеньковский обращал внимание на то, что усложнение социальных отношений ведет к тому, что в большинстве ситуаций, охватывающих разные стороны жизни, личность чувствует себя значительно более независимой, чем в ситуациях, когда социальные отношения отличаются простотой. Длительный процесс приспособления к жизни в обществе открывает для ребенка больше возможностей свободного выбора и «в этом смысле повышает и заостряет чувство свободы. Современное дитя, вырастая во все более усложняющихся и запутанных социально-психологических отношениях, – пишет В.В. Зеньковский, – должно уже не только социально созреть, но должно быть и более морально сильным, чтобы суметь распорядиться свободой, перед ним открытой» [2; с. 50–51].
Современный ребёнок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве. На него благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино воздействуют невиданные ранее потоки конкурирующей информации. Воспитательное и социализирующее воздействие (далеко не всегда позитивное) этих и многих других источников информации в процессе развития и воспитания ребенка нередко становится доминирующим.
Неудивительно, что в начальной школе значительно усиливается конфликт между характером усвоения знаний и ценностей в школе и вне ее. Школьным знаниям традиционно присущи определенная системность, последовательность, традиционность, культуросообразность, научность. Вне школы же, влияние на ребенка внешних обстоятельств часто характеризуются клиповостью (фрагментарностью), хаотичностью, эклектическим смешением культуры с антикультурой и т.д. Информационные вихри, огромное количество визуальных символов, постоянно наблюдаемых на экранах телевизора и мониторах компьютера, не дают времени на осмысление и рефлексию.
Каков механизм образования морального сознания? Все начинается с непосредственных оценок и чувств и носит гетерономный характер, т.е. «определяется в своем содержании и даже в своей санкции всем тем, что лежит вне личности ребенка – традицией, нравами, авторитетом взрослых. Но дитя не просто делает то, что предписывает ему традиция, авторитет родителей: дитя «усваивает», т.е. делает своим содержание морали, господствующей в жизни. Нужна ли мораль, каково должно быть построение ее, – все эти вопросы совершенно чужды сознанию ребенка, – указывает В.В. Зеньковский, – но в то, что он принимает и усваивает, он вносит одушевление и искренность; с помощью чужих идей он в себе выпрямляет и выявляет моральные силы свои» [2; с. 164–165]. По мере взросления собственный моральный опыт приобретает для ребенка все большее значение, вытесняя гетерономную мораль.
Для формирования нравственного поведения важно, чтобы оно формировалось осознанно. Нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости, о преимуществах овладения им. При этом крайне важно, чтобы у младшего школьника обязательно возник мотив для приобретения соответствующего нравственного качества, овладения нравственным поведением.
Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства же придают процессу личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества. Но знания и чувства поражают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении. При этом поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества. Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки) = нравственное поведение. Данный механизм имеет объективный характер.
Процесс воспитания и социализации начинается с обретения знания о ценности, следующий этап – сознательное ее принятие, затем – движение от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней. В этом собственно и заключен развивающий характер воспитания и социализации. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы, принимаемы и применяемы ребенком в практической жизни. А поэтому духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся начальной школы в первую очередь должно быть направлено на умение осмысленного восприятия информации, ее оценки с морально-нравственной точки зрения. Это умение формируется отнюдь не спонтанно, а благодаря огромной работе учителя.
Младший школьник не может не испытывать к нему большого доверия. Для него слова, поступки, оценки учителя имеют огромное нравственное значение. Педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности. Во многом благодаря ему у школьника младших классов складываются представления об отношениях между людьми. Характер же отношений между педагогом и детьми во многом определяется эффективностью воспитания и социализации.
К.Д. Ушинский писал: «Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно» [7; с. 63–64]. Подвергая резкой критике государственную систему образования и воспитания в России, В.В. Розанов предлагает всесторонне изучить проблему учительства. В данном вопросе, по его глубокому убеждению, прежде всего, необходимо ознакомиться с бытом учителей, так как понять что-либо в системе образования без этого весьма затруднительно. «Общества покровительства животным, благодетельные попечители о тюрьмах, – взывает Розанов, – да вот перед вами братья ваши, лучшие из всех, несравненно более многих образованные, гуманные, действительно благожелательные, преждевременно искалеченные, кажется, всеми презираемые, несравненно более несчастные, нежели покровительствуемые вами четвероногие и двуногие» [5; с. 147]. По его мнению, явно перегруженный уроками, бесчисленными циркулярами, безденежьем учитель в конце ХIХ века нуждался в защите. С точки зрения В.В. Розанова, безрассудно и жестоко предъявлять требования к людям, предварительно не дав им способов выполнить эти требования. Нельзя возвысить уровень учительства в России, не создав условий для его более или менее благоприятного существования. Заявляя, что «пора снять знак раба» с российского учительства, мыслитель призывал уравнять его положение с положением служащих других ведомств. В этом он усматривал мощный рычаг роста престижа профессии учителя и добросовестного ей служения. Полагаем, что высказанные в позапрошлом веке идеи ни в коей мере не утратили актуальности и сегодня.
Роль взрослого как «социального проводника» важна и ответственна. Прочность и устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формируется, какой механизм заложен в основу педагогического воздействия. Л.Н. Толстой, например, формулируя свои взгляды на природу детей, обстоятельно обосновывает тезис о совершенстве ребенка от рождения. «Здоровый ребенок, – убежден он, – родится на свет вполне удовлетворяя требованиям безусловной гармонии в отношении правды, красоты и добра, которое мы носим в себе … родившись, человек представляет собой первообраз гармонии правды, красоты и добра» [6; с. 322]. Великий русский писатель был убежден: осознание смысла жизни есть системообразующий компонент духовного развития личности.
Для осмысления сущности воспитательного идеала, несомненную ценность представляет обоснованное им морально-этическое кредо: способность человека различать добро и зло, изменять жизнь и нести ответственность за происходящее в мире. В статье «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас, или нам у крестьянских детей» Л.Н. Толстой доказывает, что чем больше образовываются ученики, тем «сильнее чувствуется ими самими потребность в порядке». Поэтому вопрос дисциплины в школе должен решаться естественным образом. «Насилие, – заключает Толстой, – употребляется только вследствие поспешности и недостатка уважения к человеческой природе» [6; с. 34].
Русский философ В.В. Розанов писал о распространенной ошибке педагогов, понимающих цель воспитания в соединении «разбросанных черт истории, с одним условием, чтобы они были наилучшие». Однако результат часто его пугает. Воспитанное таким образом поколение приобретает внешний лоск, но в нем угасает «искра Божья». Подобная антикультурность самой великой в истории человечества культуры поражает Розанова, который не находит уже в людях ни сильных чувств, ни понимания чувств других людей, ни желания трудиться [3; с. 93].
Таким образом, исследование генезиса педагогических технологий гуманистической направленности вооружает будущего педагога начальной школы действенным инструментом, необходимым для развития новейших технологических моделей, позволяющих младшему школьнику более активно самореализовываться в условиях современного социума. Однако успешной такую самореализацию можно признать только при сформированных морально-этических качествах, к которым мы вслед за классиками отечественной педагогики можем причислить гуманность, демократизм, терпимость, справедливость, тактичность, оптимизм, ответственность, эмпатийность и т.д.
Усвоение нравственных норм, подчинение им своего поведения, является не легкой задачей для взрослого человека, еще труднее оно представляется для младшего школьника. Смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовностью к этому. Принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность. В связи с этим В.А. Сухомлинский много и обстоятельно говорил о том, что заниматься нравственным воспитанием ребенка насущно необходимо, ибо крайне важно научить его «умению чувствовать человека».
Однако распространение клипового мышления существенно снижает не только уровень усвоения знаний, но и разрушает чувства сопереживания, ответственности. Наиболее доступный в настоящее время метод противодействия этой опасности – чтение художественной литературы, в первую очередь отечественной классики. «В отличие от ТВ, где происходит управляемое восприятие, при прочтении художественного произведения приходится самостоятельно выстраивать образную систему, – убежден О. Фридман. – А всяческое закрепление прочитанного – обсуждение, конспектирование и т.д. способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями, и в конечном итоге приводит к разрушению мозаичной, фрагментированной картины мира» [9].
При этом нельзя не учитывать, что интерес к книге, возникший в детстве, как правило, сохраняясь на всю жизнь, обогащает палитру чувств, учит сопереживать литературным героям, тем самым приобретая и собственный жизненный опыт, и нравственные качества. Все это дает младшим школьникам детская художественная литература. Наблюдая за детьми, К.И. Чуковский замечал, что жажда радостного исхода всех человеческих дел и поступков наблюдается у ребенка с особенной силой именно во время слушания и чтения сказок.
Сопереживая, ребенок ощущает и осознает себя борцом за правду, мечтает, чтобы борьба, которую ведет благородный литературный герой, обязательно завершилась победой над злом. В этом проявляется великое гуманизирующее значение сказки: всякую, даже временную удачу, как и неудачу героя ребенок переживает как свою. «Поэтому цель сказочника, – пишет К.И. Чуковский, – заключается в том, чтобы какой угодно ценой воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, выбраться из круга эгоцентрических интересов» [10].
Для ребенка, которому еще мало что известно о себе, чтение книг – практически один из немногих надежных путей «очеловечивания», так как оно позволяет расширить ограниченный круг общения, помогая вглядываться в «чужой» опыт, искать и находить себя и свое место в жизни. Книга открывает ребенку мир, и чем больше он читает, тем шире этот мир для него становится. Д.С. Лихачев в книге «Письма о добром и прекрасном», с помощью самых простых доводов объясняет детям, что следование путем добра – единственный для человека путь. Он испытан, он верен, он полезен и человеку, и обществу. Обращаясь к своим читателям, он пишет: «Я не пытаюсь объяснить, что такое добро и почему добрый человек внутренне красив, живет в согласии с самим собой, с обществом и с природой. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке – совесть – его нравственное самосознание» [4; с. 3].
Очевидно, что система образования, влияя на формирование духовно-нравственных качеств и моральных представлений младших школьников должна основываться на аксиологическом, системно-деятельностном и развивающем подходах. Аксиологический подход в воспитании утверждает ребенка как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир нравственных идей. Системно-деятельностный подход основывается на отношении к процессу воспитания как к метадеятельности, интегрирующей различные виды деятельности, в которые включен школьник посредством усвоения моральных норм, нравственных установок, ценностей и идеалов. Развивающий же подход дает принципиальное понимание целей педагогической деятельности, важности педагогических факторов для духовно-нравственного развития.