Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

METHODOLOGICAL BASES AND PRINCIPLES OF TRAINING, TRAINING IN RUSSIAN UNIVERSITIES

Akhmadiev G.M. 1
1 FGAU IN «Kazan (Volga) Federal University»
The purpose of this paper is to present the development of methodological bases and principles of training and education, pupils and students in secondary and higher educational institutions of Russia, taking into account their individual characteristics. Social transformation of society, currently taking place, first of all, have an impact on the younger generation, for training in universities of different regions of the Republic of Tatarstan and Russia. This requires in-depth knowledge about the results of research in various areas of domestic and foreign science. In the future, this knowledge and place in domestic and foreign scientific processes influence on the formation of students as future professionals, affect the development of innovative technologies in various fields, promote the adjustment and adaptation to the specific conditions of their application. The changes in our country, socio-cultural and economic changes entail a change in priorities and values, especially in the formation of the modern person, who knows how to adapt to the rapidly changing conditions of the new multi-faceted world. This will undoubtedly affect the nature of the content of training and education of pupils and students, the degree of training in Russian universities.
development
methodology
training
students
schoolchildren
university
secondary
school
Russia
individual feature

В последнее время существенные и радикальные изменения в науке и образовании, происходящие в Российском обществе, вызвали к жизни необходимость осмысления развития основных направлений науки и образования XXI века.

Сегодня сфера науки и образования должна работать на будущее, предопределяя личностные качества каждого человека как будущего специалиста. Сейчас время высказывается мнение, что образование и наука в настоящем их состоянии и в перспективе способны переломить катастрофически нарастающие негативные тенденции в духовной и экономической сферах всего человечества.

Целью настоящей работы является представить разработку методологических основ и принципов обучения и воспитания школьников, студентов в высших и средних учебных заведениях РТ и РФ, учитывая их индивидуальные особенности.

Однако мы считаем, что для решения поставленных целей и задач и жизнеобеспечения современного образования и науки, в первую очередь, необходимо стимулировать творческую работу одаренных школьников и студентов. Не оставляя без внимания перспективное направление научных, учебных и производственных проектов профессорского и преподавательского состава вузов России.

В настоящее время именно оно становится фактором его выживания. Роль знаний в нашем обществе, особенно в экономическом развитии производственных организаций, стремительно возрастает, вытесняя значимость различных средств, приемов производства, природных ресурсов. В последнее время в России наука и производство ведет поиск новых приемов, способов, устройств и средств жизнеобеспечения, в том числе, разработку технологии производства продовольственных, непродовольственных, потребительских и промышленных товаров первой необходимости отечественного происхождения. Все это возможно только с помощью деятельности способных и одаренных молодых людей, руководимых опытными учеными и специалистами производства.

Материалы и методы исследований

Для достижения поставленной цели и решения поставленных задач, для практической проверки исходных научных положений в настоящей работе был использован комплекс теоретических методов исследования: анализ проблемы и предмета исследования, системный и целостный подходы.

В XX веке сфера образования во всем мире занималась передачей из поколения в поколение нацеленных на быструю отдачу блоковых и фрагментарных знаний, умений, навыков. Это касается и формирования у школьников и студентов общей и целостной картины окружающего материального и духовного мира, способствующей осознанию принадлежности каждого к единому человеческому сообществу, передаче из поколения в поколение духовных, культурных и нравственных ценностей в их национальном и общечеловеческом понимании. Эти образовательные, воспитательные, гуманитарные по своей природе явления в лучшем случае лишь декларировались, а часто игнорировались.

В настоящее время создание системы высшего образования, которое направлено на реализацию личностно-ориентированного подхода, «возвышение» личности в системе правовых, нравственных и моральных ориентиров государства, требует существенного пересмотра теории и практики, а именно в фундаментальном и прикладном отношении подготовки специалиста, обеспечения условий становления личности, как специалиста новой формации в условиях международной интеграции [2; 3; 4; 5].

Результаты исследования и их обсуждение

Мы считаем, что проблема личностно-профессионального развития, обучения и воспитания студентов должна носить не только комплексный, но и иметь особый индивидуальный характер. Поэтому во многих работах обобщались и учитывались концепции различных наук, изучающих человека как целостную систему. Однако до сих пор не обращали и не обращают должного внимания на обучение и воспитание способных и одаренных школьников и студентов по специальной программе. Для них должны быть созданы специфические и целенаправленные, т.е. специальные учебные программы развития в каждой школе и вузе нашей страны.

Существенное значение для плодотворной педагогической деятельности имеет реализация выявленных общих закономерностей в теории воспитания и обучения, внедрение которых повышает эффективность всей системы образования и создает предпосылки для разработки новых научно-практических направлений в решении современных педагогических задач.

Передовой и личный опыт педагогов-новаторов обеспечивает развитие творческого потенциала обучаемых, а его обобщение позволяет находить эффективные приемы при разработке новых технологий обучения и воспитания в русле решения проблем развития личности.

Переход к личностно-ориентированному образованию, наполнение содержания образования национальными и общечеловеческими ценностями и культурными смыслами актуализирует необходимость разработки научно-обоснованных методик и технологий, адекватных новому содержанию с учетом индивидуальных особенностей студентов. Образование получает личностную ориентацию только тогда, когда востребует деятельность сознания на уровне субъективных, личностных смыслов и приобретает гуманистическую, развивающую основу, вместо традиционно-формирующей, ориентированной на передачу готового, а не произведенного личностью опыта. Смена традиционной парадигмы образования на личностно-ориентированную требует совершенствования подготовки специалиста, способного педагогично и технологично проектировать личностно-ориентированный дидактический процесс, владеющего личностно-развивающими, индивидуальными, экологически безопасными, здоровьеукрепляющими технологиями обучения, воспитания и преподавания.

В настоящее время разработка экологически безопасной здоровьеукрепляющей технологии обучения, воспитания для одаренных учеников в школах, подготовки студентов и преподавания в вузах России является нерешенной проблемой. При этом необходимо учитывать психофизиологические и психологические особенности, как школьников, так и студентов. Для этого в каждой школе и вузе должна быть создана проблемная лаборатория психофизиологического или педагогического профиля.

Исследование проблемы обучения и воспитания молодежи в средних и высших учебных заведениях технологического профиля позволило выявить ряд противоречий, обусловленных несоответствием между: теоретическими исследованиями и практической деятельностью в области обучения и воспитания учеников и студентов в средних и высших учебных заведениях; появлением альтернативных, инновационных образовательных и предметных программ для школьников, студентов и отсутствием единой экологически безопасной здоровьеукрепляющей стратегии обучения и воспитания учеников в школах и студентов в вузах; ориентацией среднего и высшего образования на решение проблемы личностного подхода и развитие личности ученика и студента в процессе обучения и воспитания и реализацией практической цели обучения, направленной на овладение знаниями, умениями, навыками; появлением учебно-методических пособий отечественных и зарубежных авторов, предназначенных для учеников школ и студентов вузов и неспособностью учителей школ и преподавателей вузов их адаптировать к реальным условиям обучения в среднем и высшем учебном заведении России с позиции личностного подхода; реальной потребностью общества в преподавателях средней и высшей школы для обучения учеников и студентов и отсутствием концептуальной экологически безопасной модели обучения и развития школьников и студентов, разработанной в контексте современного среднего и высшего образования, ориентированной на развитие социально активной личности, как ученика, так и студента.

Осмысление выделенных противоречий обусловило необходимость определить актуальность теоретического исследования, проблема которой сформулирована следующим образом: какие ведущие научные, методологические, теоретические, технологические основы и принципы, психологические, педагогические условия и механизмы предопределяют сущность и реализацию личностного подхода в обучении школьников и студентов, средних и высших учебных заведений разного профиля [1].

Учебный процесс в современной высшей школе в возрастающей степени приобретает для студентов характер самостоятельного и поискового. Самостоятельная работа студентов в вузе имеет индивидуальный, систематический, усложняющийся и непрерывный характер. Мы считаем, что для каждого студента задание самостоятельной работы должно быть индивидуальным. При этом необходимо учитывать способности каждого студента. Хотя элементы самостоятельной работы органически включены во все виды учебной работы, именно качество самоподготовки студентов определяет эффективность их обучения. Повышение удельного веса самостоятельной работы при одновременном усилении ориентирующих функций аудиторных занятий – одно из направлений совершенствования организации учебно-воспитательного процесса. Для вузов многих стран участие студентов в научно-исследовательской работе – давняя традиция. В современных условиях эта тенденция охватила большинство отраслей высшего образования. Взаимосвязь исследовательской деятельности и обучения создает условия для развития творческих способностей личности и приобретения необходимых навыков научного труда и опыта. Сложная проблема интеграции исследовательской деятельности и обучения решается, чаще всего, путем включения элементов научных исследований или разделов исследовательского характера в аудиторные и самостоятельные работы, подготовку студентами научных аналитических обзоров, рефератов и т.п., выполнение исследований в соответствии с учебным планом и в процессе подготовки итоговых курсовых и квалификационных работ. Интеграция науки и образования возможна и успешна лишь при достаточно развитом научном потенциале вуза, который опирается на необходимую кадровую и научно-техническую базу.

Подготовка компетентного специалиста на основе интеграции образования, науки и производства – это процесс сложный, обусловленный высоким уровнем профессионализма научно-педагогических кадров, инновационными технологиями обучения и воспитания, собственной учебной и научно-исследовательской активностью, направленный на формирование профессиональной компетентности, способности к самоорганизации и конкурентоспособности на рынке труда.

Процесс взаимосвязи образования, науки и производства осуществляется на основе следующих общих принципов интеграции:

1) принципа симбиоза, направленного на исследование и усиление взаимосвязей между образованием, наукой и производством с целью развития их взаимодействия и формирования системной целостности;

2) принципа обоюдности развития образования, науки и производства, обеспечивающего целесообразность изменений их структурно-изоморфных составляющих;

3) принципа релевантности (англ. relevant – существенный), допускающего формирование и развитие интегративных форм взаимодействия институтов образования, науки и производства посредством объединения в единое целое ранее разнородных частей и элементов;

4) принципа функциональности, предполагающего формирование системной целостности «образование – наука – производство» при одновременном разделении между ними функций;

5) принципа коммутации (лат. сommutatio – изменение), означающего, что изменения в образовательной, научной или производственной деятельности влияют на трансформацию системной целостности «образование – наука – производство», динамику развития качества инженерно-технического образования;

6) принципа совместимости, в соответствии с которым формируется новое единство образовательной, научной и производственной деятельности на основе информационных обменов с целью оптимизации подготовки современного профессионала.

Заключение

В любом обществе происходящие взаимовыгодные контакты системы образования, науки, любого действующего производства, реального бизнеса стимулируют профессиональный рост преподавательского состава и качество подготовки специалистов образовательных учреждений. Это гарантирует выпускникам учреждений профессионального образования, трудоустройство по избранной специальности с перспективой карьерного роста, особенно для перспективных и одаренных выпускников, что способствуют формированию и совершенствованию их профессиональной компетентности. Обеспечивает учреждениям профессионального образования гарантированный оплачиваемый заказ на подготовку специалистов, возможность развития научно-экспериментальной или учебно-опытной базы, повышения уровня и диверсификации предоставляемого образования, уровня материальной поддержки преподавательского состава и стимулирования его профессионального роста. Заказчику это дает возможность на базе учреждений профессионального образования готовить высококвалифицированные кадры, способные решать производственные проблемы и задачи.