Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

FORMATION OF A SENSE OF CITIZENSHIP AMONG STUDENTS IN THE CONDITIONS OF CHANGING SOCIAL VALUES AND LIFE PRIORITIES

Boikova M.B. 1 Kurdyukov B.F. 1
1 FHBO of higher professional education «Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism
The article deals with the education of today’s college students. The authors point to the changing socio-economic conditions, which resulted in a major transformation of the Russian society and polity. Particular attention is drawn to the younger generation, which must accept the new sformirovavschiesya social values and make the transition to advanced life priorities, in order to further the development of our state. It describes the reality of young people’s attitudes to what is happening. As a solution, the designated problem proposed to shift attention to the system of education and, in particular, the education of students. Televisions and the basic ways and new ideas of constructing modern educational process in high school.
students
youth
citizenship
education process
socialization

Разработка проблем воспитания студенческой молодежи на современном этапе развития российского общества, реализуется в сложной, порой противоречивой ситуации, в которой оказалась отечественная система образования. Ее особенность заключается в том, что качественный скачок в образовательно-воспитательной сфере возможен только при условии соответствующих изменений общественного бытия. В то же время преобразование образовательно-воспитательной системы в высшей школе является одним из важных условий позитивных перемен в общественной жизни.

Опыт, накопленный нашим государством за последние годы, свидетельствует о том, что для позитивных изменений в обществе недостаточно демократических законов и демократического плюрализма, свободных выборов и гражданских свобод. Главным условием стабильной демократии и истинно гражданского общества является высокий уровень правосознания и социальной активности самих граждан этого общества [3].

Современная высшая школа, безусловно является, наследницей системы высшего образования советского периода. Успехи советской образовательно-воспитательной системы высшей школы обусловили приоритетные достижения науки и техники, открытия мирового значения. Из стен вузов того времени вышли видные ученые, талантливые организаторы производства и науки. Однако в системе воспитания студентов советской высшей школы возникли противоречия, которые были тесно связаны с социально-экономическим и политическим развитием страны. Анализ работ П.И. Бабочкина, В.К. Криворученко, В.Т. Лисовского и других авторов показывает, что воспитательная работа велась без учета специфики различных возрастных групп студенчества, сложившихся конкретно-исторических особенностей, профессиональной ориентации высших учебных заведений, с насаждением идеологических, не всегда оправданных, указаний и требований. При этом важным становилась не сама деятельность или ее плоды, а возможность отчета за их выполнение. Формальное отношение привело к разрыву между словом и делом. Как следствие, росло проявление лицемерия, равнодушия, показухи и формализма. Эти проблемы, не решаемые годами, повлекли за собой изменения деструктивного характера, одним из которых и явилось разрушение системы воспитания в высшей школе [2, 5, 6, 7].

Необходимость преодоления обозначенных противоречий подтолкнуло к активному поиску адекватных решений в области воспитания студентов, где одним из главных направлений определено повышение роли общечеловеческих ценностей. Соответственно, возникла необходимость формирования человека, занимающего активную гражданскую позицию, обладающего высоким профессионализмом и духовностью, инициативой, самостоятельностью, коммуникабельностью, гуманистически ориентированного и способного к саморазвитию.

Сегодня воспитание подрастающего поколения осуществляется в условиях изменившихся жизненных ценностей. В ходе этих изменений существенно изменилась социальная и культурная жизнь молодежи, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных объединений и организаций. Все это привело к ценностной переориентации в молодежной среде. К сожалению надо отметить, что во многом указанные преобразования имели негативные последствия, в плане формирования личности человека нового времени. В связи с этим надо было сделать так, чтобы для подростка приоритетным ориентиром стала способность к самоорганизации, умению отстаивать свои права, участию в общественной деятельности и главное ощущать себя гражданином и личностью [4, 8].

Проблема гражданского воспитания молодежи становится сегодня одной из актуальнейших. Она является составной частью процесса социальной адаптации и жизненного самоопределения личности. Гражданское воспитание подрастающего поколения, которое всегда является стратегическим ресурсом развития общества, ныне является одним из важнейших направлений в системе российского образования.

Гражданское воспитание – формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным.

К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, позволяющие человеку выполнять свои обязанности по отношении к своему государству и уважительно относится к другим гражданам.

Воспитание гражданственности в значительной степени определяется объективным состоянием государства, уровнем развития демократии и гуманности в обществе, востребованностью гражданских качеств его членов. В свою очередь, уровень развития общества во многом зависит от позиции каждого человека.

Важнейшим направлением гражданского воспитания является формирование опыта гражданского действия, позволяющего человеку реализовывать свои возможности и удовлетворить свои потребности в обществе. Гражданский опыт приобретается в семье, учебных заведениях в неформальных коллективах, общественных организациях и т.п. Утрата и ослабление подлинной гражданственности, подмена ее лозунгами и политизированным воспитанием приводят либо к порождению карьеристов, либо к отчуждению от общества, к попыткам найти понимание в асоциальных и антисоциальных неформальных группах. Гражданская ответственность формируется, когда человек осознает реальные проблемы своей страны и начинает защищать ее интересы. В современных условиях важным гражданским качеством становится способность к самоопределению, благодаря которому человек сможет разумно существовать в условиях выбора, т.е. в условиях свободы и ответственности [5, 7].

После затяжного общественно-политического и социально-экономического кризиса в российской политике, наконец, наметилась некоторая определенность. Осознание неэффективности попустительской стратегии установления и укрепления демократического режима в России, необходимости созидания и поддержания гражданского общества как залога стабильности государства побудило властные органы к активизации собственной деятельности как в направлении укрепления законодательной базы и выработки общей политики, так и в отношении практической реализации государственных программ и налаживания сотрудничества с общественными организациями.

В настоящее время ведутся разработки новых систем и технологий воспитательного процесса. Они опираются на идеи системности, целостности и единства, позволяющие, с одной стороны, учесть прошлый позитивный опыт, а с другой – открыть дорогу новому, инновационному, отказаться от сложившихся стереотипов. Это, как мы считаем, выступает основой, фундаментом в создании новой воспитательной системы в современной высшей школе. Ее отличительной чертой, является педагогическая парадигма, которая позволяет теоретически и практически утверждать уникальность каждого человека, самоценность его индивидуальности; ориентирует на развитие ценностно-смыслового равенства преподавателя вуза и студента [4, 8].

Показательным в этом отношении стал повышенный интерес государственных органов к молодежной политике и, в частности, к проблеме гражданского и патриотического воспитания молодого поколения россиян. Понимание молодежи, как объекта национально-государственных интересов, одного из главных факторов обеспечения развития российского государства и общества, находит воплощение в ряде законодательных актов и правительственных программ по проблемам гражданского воспитания и повышения политической культуры молодого поколения, стратегической целью которых выступает укрепление духовности, гражданской позиции, патриотического сознания молодежи.

Эффективному решению данной проблемы может способствовать, обращение к концепции политической социализации, которая в самом общем виде представляет собой «процесс вхождения человека в политику». Наиболее доступным и приемлемым вариантом ее реализации является система образования.

В последнее время активно восстанавливается и создается воспитательная система вузов, которая должна стать важнейшей стратегической линией развития образования в ближайшем будущем. В отличие от других групп молодежи, студенчество представляет собой отдельную социокультурную группу. Это связано с тем, что молодое поколение является наиболее динамичной и трудоспособной частью социума. Студенчество как потенциальная, интеллектуальная элита общества может стать эффективным средством процесса интеграции в обществе, обозначив стремление к его целостности. Более того, студенчество – это возрастной период становления человеческой личности, проявления ее самых разнообразных интересов. Так, Б.Г. Ананьев утверждает, что «это пора сложнейшего структурирования интеллекта, которое очень индивидуально и вариативно». Интегрирующая роль студенчества как особой социальной группы прослеживается, исходя из внешних (наиболее организованная группа) и внутренних (период социализации) предпосылок [1].

Сегодня, по мнению ученых, специалистов и политиков [1, 3, 4, 7], главной задачей высших учебных заведений должно являться формирование гражданина свободного, демократического государства, который обеспечен всеми правами и наделен всей полнотой обязанностей, позволяющими ему свободно развиваться на пространстве гражданского общества. Соответственно, приоритетом в воспитании становится формирование личности с активной гражданской позицией, способной воспользоваться своими неотъемлемыми правами, стремящейся к этому и готовой взять на себя всю полноту ответственности за свои действия.