Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

EXPERIMENTAL DIAGNOSTICS OF COMPUTER INNOVATIVE TECHNOLOGIES AND E’BOOKS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF UNIVERSITY

Kutebayev T.Z. 1 Kintonova A.Z. 2 Assemova G.D. 1 Mussina G.B. 1
1 Astana Medical University
2 Eurasian National University named after L.N. Gumilev
The use of computer innovative technologies and multimedia E-books for medical students is studied in this article during the English language study. Particular attention is paid to the description of developed systems and training programs, research methods and criteria of efficiency estimation of students’ learning, and also educational principles, concerning to computer innovative technologies of information and communication transfer. Developed system is very actual, providing the increase of students’ educational activity, allowing the students rationally plan their study time and subject program. Article actuality covers the computer innovative technologies, which is effective and powerful means of learning, control and management of educational process.
computer innovative technologies
multimedia E-books
educational methods and principles
cognitive processes

В настоящее время модернизация системы образования требует внедрения инновационных технологий, форм и методов преподавания, а также новых механизмов и подходов к процессу обучения. Чтобы идти в ногу со временем, нужно быть разносторонним человеком. В наше время почти каждый человек знает несколько языков. Знание иностранных языков и компьютерно-инновационных технологий дает множество возможностей для реализации своих идей в сфере образования и науки. Внедрение и развитие новых информационных технологий в процесс современного образования, позволяет существенно повысить поставленные цели и задачи обучения. Внедрение компьютерных технологий в учебно-педагогический процесс, позволяет полностью провести курс обучения студентов по дисциплине на компьютере, включая практические занятия, самостоятельную работу студента и контроль усвоения материала, а также предоставление студентам возможности изучать материал и выполнение практических заданий в домашних условиях. Использование данных технологий широко распространены среди студентов, при выполнении академических заданий [1].

Цель исследования ? формирование и развитие коммуникативных и профессионально-ориентированных знаний, закрепление навыков, умений; развитие интерактивного общения; овладение наиболее значимыми языковыми компетенциями и использование в образовательном процессе; повышение эффективности образовательного процесса средствами компьютерных и дистанционных образовательных технологий; создание дидактических ресурсов, соответствующих международным стандартам в области образования; формирование когнитивных способностей для концентрации внимания и восприятия, а также мыслительных усилий на решение актуальной задачи.

Задачи исследования:

1) анализ степени исследовательности проблемы в педагогико-психологической науке, научные подходы к компьютерно-инновационным технологиям как средство обучения студентов медицинских вузов иностранному языку;

2) коммуникативная – понимать речь, владеть устной и письменной речью, читать вслух и про себя адаптированный текст без словаря, писать, делать адекватный перевод, и профессиональная – развитие навыков и умений, необходимых для будущей профессиональной деятельности;

3) развитие у студентов умения самостоятельно приобретать знания и навыки для осуществления профессиональной коммуникации на иностранном языке;

4) разработка экспериментально-диагностического инструментария, позволяющего оценить эффективность использования электронного учебника в обучении студентов медицинских вузов иностранному языку;

5) обучение способам интерактивного взаимодействия;

6) обучение современным технологиям по мультимедийным электронным учебникам.

Методы исследования и критерии оценки эффективности обучения студентов при использовании электронных учебников и компьютерно-инновационных технологий – для решения поставленных в исследовании задач, использовались методы теоретического анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования; методы семантической дифференциации, которые позволяют выявить понимание отдельных групп и проанализировать семантический объект в различных областях, сравнить анализы и оценить поведение студента; теоретический анализ наиболее известных программных продуктов различной предметной направленности; методы интерактивного обучения и преподавания; метод теоретического и практического моделирования; опытно-экспериментальная работа; математические методы статистической обработки данных исследования; эмпирические методы – наблюдение, тест, беседа, устный опрос, анкетирование и т.д.

Для формирования и развития наиболее значимых информационных компетенций, нами были созданы практические условия и дидактические методы обучения для каждого студента, на базе «Медицинского университета Астана» г. Астана, которые обусловливают новое понимание и коррекцию целей. Они были представлены следующим образом: стимулирование интеллектуальной активности обучающихся с помощью определения целей изучения и применения материала, а также вовлечения обучающихся в учебно-педагогический процесс; знание и использование рациональных методов; усиление учебной мотивации, что достигается путем четкого определения ценностей и внутренних причин, побуждающих обучаться; развитие способностей и навыков обучения, а также организация самообучения, что достигается путем расширения и углубления учебных технологий и дидактических приемов.

Исследование проводилось в компьютерно-лингафонном кабинете данного университета, 26 компьютеров последнего поколения. Для работы на этих компьютерах были разработаны обучающе-контролирующие программы по английскому языку – «Professional English in Medicine» (Interactive CD) и «Progressive Medical English» (Interactive CD). Данные электронные учебники полностью адаптированы для учебно-педагогического процесса [4].

Нами была разработана и апробирована целая серия заданий. Разработанные задания логически взаимосвязаны, позволяют получить объективную картину знаний, умений и навыков, которыми владеют обучающиеся. Мы также включили большое количество материала и специальных тем, которые способствовали развитию необходимых навыков, владение которыми сегодня являются одним из показателей уровня профессиональной подготовки. Выполнение заданий проводилась в течение 50 минут для каждого юнита после предварительного изучения или повторения основного материала 1 раз в неделю. Задания представлены так, чтобы студент мог легко расширить свои знания, а также рассмотрены и даны необходимые сведения в области медицины. Особое внимание уделено комментариям после каждого задания, которые включают лексические формы и отдельные выражения, а также предусматривает выборочное использование заданий. Учебный комплекс заданий включает в себя: главное меню, и второстепенные подменю, на которых отображается основная информация (картинки, аудио, относящиеся к заданию), которые объединены между собой. Нами были подобраны иллюстративные материалы (изобразительные, логико-структурные) и разработаны сценарии для мультимедиа приложений.

Электронный учебник «Professional English in Medicine» состоит из 8 глав, каждая глава включает в себя упражнения по новому лексическому и грамматическому материалу, отработке произношения, чтению и письму. Электронный учебник в 3D формате «Progressive Medical English» состоит из 12 глав и охватывает 12 времен английского языка группы Indefinite/Simple, Continuous/Progressive, Perfect и Perfect Continuous, с подробным описанием каждого времени. Каждая глава состоит из трех упражнений – это упражнение по грамматике, лексики или вокабуляру, чтению и письму. Разработанная компьютерно-обучающая программа основана на активно употребляемой медицинской лексики в области нормальной анатомии [5, 7].

Целевой группой данного исследования были студенты 1 и 2 курса таких факультетов, как «Общая медицина», «Стоматология», «Общественное здравоохранение», «Сестринское дело» и «Фармация», которые занимались по этим программам на практических занятиях, так и во внеурочное время. Материал представлял подборку интересных, описывающих и иллюстрирующих заданий, а также некоторые приемы решения с подробным описанием и изложением. Все студенты имели возможность проверить знания и в случае необходимости ликвидировать свои пробелы с помощью той же программы. Выполнение плана состояло из базового компонента и практической значимости, на усиление предмета и на обеспечение профильного обучения.

Нами были апробированы следующие дидактические принципы, затрагиваемые компьютерными технологиями передачи информации и общения:

  • принцип активности и инициативности студентов на занятиях;
  • принцип самостоятельности, самообразования и самоконтроля;
  • принцип сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы;
  • принцип мотивации и снижения затруднений у студентов;
  • принцип повышения уровня комфортности обучения;
  • принцип связи теорий с практикой;
  • принцип эффективности.

Как подчеркивают многие исследователи, одним из основных дидактических средств управления процессом обучения является учебный материал. Выбор структуры и ведущих элементов содержания этого материала во многом определяет не только эффективность, но и протекания самого процесса обучения. Опираясь на многочисленные психолого-педагогические исследования сущности и структуры учебной деятельности, можно утверждать, что предлагаемое студенту содержание образования требует от него не только решение широкого круга теоретических проблем, но и конкретных практических задач.

Для решения ряда дидактических задач в данных электронных учебниках имеются упражнения на формирование навыков по чтению и письму, пополнение лексики или вокабуляра, отработке произношения и грамматике [2, 3].

В связи с этими принципами и задачами учебного назначения, которые используются в образовательном процессе, мы обеспечили такую возможность как:

  • индивидуализировать подход и дифференцировать процесс обучения;
  • контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью;
  • обеспечить самоконтроль и самокоррекцию учебно-познавательной деятельности обучающего;
  • демонстрировать визуальную учебную информацию;
  • моделировать и имитировать процессы и явления;
  • повысить интерес к процессу обучения и др.

В наших мультимедийно-интерактивных электронных учебниках «Professional English in Medicine» (Interactive CD with workbook) и «Progressive Medical English» (Interactive CD with workbook) содержится большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрированы в динамике различные виды информации. Это дает некоторые положительные моменты: студенты активно участвуют в процессе обучения, качественно усваивают изложенный материал, развивают логическое, творческое и критическое мышление, продуктивное воображение, память, внимание, приучаются мыслить самостоятельно, выдвигать свою точку зрения, моделировать реальные ситуации, а также управляют своей интеллектуальной деятельностью. Контролирующая часть позволяет объективно оценить полученные знания, разбивая весь учебный процесс на отдельные темы и блочно-модульные структуры, что позволяет применять данную программу на всем этапе обучения, начиная с самого первого занятия [6, 8].

Нами также были рассмотрены теоретические и методологические рамки, типы анализа данных, психолого-педагогические аспекты использования современных компьютерно-инновационных технологий (положительные и отрицательные аспекты), особенности когнитивной и интеллектуальной активности студентов во время обучения, динамика мотивации и критерии оценки эффективности обучения.

Мы определили теоретическую и содержательную основы использования компьютерно-инновационного обучения и преподавания в учебно-педагогическом процессе, проанализировали степень исследовательской проблемы и научных подходов, определили существующие тенденции реализации, разработали экспериментально-диагностический инструментарий, который позволил оценить эффективность использования компьютерно-инновационных технологий в учебно-педагогическом процессе. Нами была разработана методика применения электронных учебников в процессе обучения студентов, а также такие приложения, как вопросники, тесты, оценочные формы, руководство по применению и т.д.

Согласно основным требованиям к электронным учебникам, в данной инновационной технологии мы включили такие принципы, как открытость, целостность, научность, системность и последовательность, интерактивность, устойчивость цветовых ассоциаций, наглядность представления материала, и функциональность всех компонентов, которые отражают специфику изучаемого предмета и самой среды обучения, а также отвечают требованиям эргономичности.

Процедура оценки эффективности состояла из методов сбора данных, разработки концепции исследования, поиска и сбора информации, обработки данных, подготовки итоговой аналитической записки, количественных и качественных показателей (перспектива развития продукта, эффективность направления и продвижения продукта). Интервью, беседа и опросы, регистрация (наблюдение), эксперимент, экспертная оценка. Отбор источников информации, оценка полученных данных и решение насколько необходимы данные. Мы использовали следующие методы исследования образовательных процессов: частотный анализ и синтез, наблюдение, сравнение, измерение, индукция и дедукция, моделирование, конкретизация.

Подводя итоги, можно с достаточным основанием утверждать, что компьютерно-инновационные технологии являются эффективным и мощным средством обучения, контроля и управления учебным процессом. На современном этапе обучение по ЭУ является очень популярной формой образования в мире. Таким образом, развитие информационных технологий дает широкую возможность для изобретения новых методов и методик в образовании и тем самым повысить его качество. Созданию электронных учебников способствует также решение такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. Таким образом, информационно-коммуникационные технологии могут выступать в качестве своеобразного катализатора в процессе возникновения различных изменений в содержании, методах и учебных процессах. Разработанная система является достаточно универсальной, обеспечивает повышение образовательной активности студентов, позволяет студентам рационально планировать свое учебное время, осваивать программу дисциплины не только в аудиториях, но и дома. Работа в компьютерно-лингафонном кабинете экономит время и имеет важнейшую практическую и теоретическую значимость в повышении эффективности обучения студентов медицинских вузов иностранному языку, гарантирующее высокий уровень готовности студента к будущей профессиональной деятельности [9].

Как показал опыт, в существующих условиях «Медицинского университета Астана» использование компьютеров при обучении языку способствует повышению качества обучения студентов, как на практических занятиях, так и для самостоятельной работы. Таким образом, внедрение компьютерных технологий позволяет существенно повысить качество образования и возможность к дальнейшему повышению качества знаний.

В заключение, следует сказать, что по результатам мониторинга, основанных на современных методиках обучения с применением компьютерной техники, прослеживаются уровни развития самостоятельной и познавательной деятельности студентов на учебных занятиях (конструктивный, рациональный, творческий и т.д.). Результаты экспериментально-диагностического исследования показали положительную динамику мотивации студентов медицинского вуза. Материалы данного исследования могут быть использованы для отбора образовательных программных средств, способствующих развитию мотивации учебной деятельности студентов, креативного мышления, как на занятиях английского языка, так и на занятиях медицинских специальностей, а также, могут быть апробированы и внедрены в других медицинских университетах.