Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

PEDAGOGICAL WORK WITH DIFFICULT TEENAGERS WITH THE ASSISTANCE OF SCHOOL PSYCHOLOGISTS

1
1 Kokshetau State University named after S. Ualikhanov
Finding ways to improve the effectiveness of teachers and psychologists work with difficult teenagers in school and beyond – is one of the most important problems of modern education. The given research is dedicated to the study of the peculiarities of this phenomenon. Analysis of antisocial behavior of difficult teenagers showed that every year an increasing number of children, which are characterized by school and social disadaptation, persistent behavior problems. The article summarizes the results of the research to improve the effectiveness of correctional work with difficult teenagers. The results are of theoretical and practical significance for practicing teachers and psychologists.
difficult teenagers
deviant behavior
antisocial behavior
psychological and pedagogical correction of misbehavior

В настоящее время проблема асоциального поведения и общения с трудными детьми стала чрезвычайно актуальной, потому что их численность неуклонно растет. С каждым годом отмечается рост преступности несовершеннолетних, теряются нравственные идеалы, в подростковой среде нарастают агрессивность, жестокость, экстремизм, готовность ради достижения своей цели идти на нарушение законов. Исследуя эту проблему, важно найти методы коррекции такого поведения. Педагоги совместно с психологами разрабатывают концепции асоциального поведения, модели коррекционной работы с трудными детьми, создают специальные системы мер по работе с подростками, совершившими правонарушения и склонными к ним. Вместе с тем, школа пока еще остается наиболее слабым звеном в этой системе в связи с приоритетом учебных задач при работе с детьми, с низкой доступностью конкретных технологий работы по предупреждению и коррекции девиантного поведения для педагогов и психологов, с неполной реализацией целостной системы работы в большинстве образовательных учреждений по данной проблеме.

Целью данного исследования является разработка и экспериментальная проверка комплекса условий повышения эффективности работы педагогов и психологов с трудными подростками. При проведении исследования использовались следующие виды методов: теоретические (анализ, синтез, классификация, обобщение, дедукция, индукция); эмпирические (наблюдение, опрос, анкетирование, беседа); экспериментальные (эксперимент констатирующий, формирующий, диагностический); статистические (статистическая обработка данных, качественный и количественный анализ результатов исследования).

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе исследования выяснено, что причины отклонений в поведении подростков возникают не только как результат социально-экономической нестабильности общества, но и влияния псевдокультуры, неблагоприятных семейных отношений, излишней занятости родителей, отсутствия контроля за поведением детей, роста неполных и неблагополучных семей, изменений в содержании ценностных ориентаций. Подростки часто проявляют злость, пессимизм, растерянность, зависть, разочарование, агрессивность. Результатом такого поведения являются всплеск преступности несовершеннолетних, устойчивые тенденции к изменению личностных показателей в худшую сторону. Все это приводит к тяжелым последствиям, сказывающимся не только на обстановке в классе и школе, но и в обществе в целом. Странности в поведении трудных детей часто вызывают у педагогов, психологов и родителей страх, что они могут с ними не справиться, показаться беспомощными в своих воспитательных усилиях. Трудный ребенок растет неполноценным, он живет в своем мире переживаний, фантазий и страха. Он становиться жестоким, злым, пытаясь этим привлечь к себе внимание, но за это получает лишь наказание со стороны родителей и педагогов. Если ребенку вовремя не помочь, то отклонение от нормального психического развития перерастет в психическое заболевание. Дети с негативными проявлениями в поведении имеют неправильное, искаженное психическое развитие. Здесь не обойтись без помощи компетентного специалиста, опытного педагога-психолога, поскольку вовремя оказанная помощь по нормализации поведения может привести к исчезновению трудностей. Педагог-психолог – это сотрудник образовательного учреждения, который следит за социальной адаптацией детей, их поведением, психологическим развитием. Но не во всех образовательных учреждениях есть такой опытный специалист, часто проблемы нарушения поведения трудных подростков приходиться решать совместно учителям-предметникам, классным руководителям, административным работникам школы, отвечающим за воспитательную работу. Такая работа становиться более результативной, если в нее включаются социальный педагог и психолог школы [1].

Исследование показало, что асоциальное поведение трудных подростков является сложным феноменом, подверженным влиянию множества факторов. Асоциальное поведение – это поведение, не одобряемое обществом, противоречащее принятым обществом моральным нормам. Идентично ему так называемое девиантное поведение – устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией. В школьной среде детей с таким поведением называют трудными. Трудные подростки – это дети, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию; к трудным относят детей, существенно отличающихся по своим индивидуальным особенностям, проявляющих грубость, цинизм, агрессивность и т.д. Такие дети ведут себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям. Предупредить и скорректировать поведение подростков, нарушителей дисциплины и общественного порядка можно, если выявить особенности мотивации их поведения и факторы, неблагоприятно действующие на поведение. В этом случае совместными усилиями педагогов и психологов можно определить психолого-педагогические условия успешной коррекции нарушения поведения и обеспечить развитие положительной мотивации поведения. В качестве психолого-педагогических условий могут выступать: взаимосвязь мотивационной сферы с другими сферами индивидуальности подростка и взаимообусловленность изменений в них, приводящая к девиантному поведению; воздействие на мотивационную сферу с опорой на сильные положительные стороны других сфер индивидуальности; программа совместной системной работы педагогов и психологов, предусматривающая индивидуальный подход к подростку и учет его личностных особенностей [2].

В современной педагогической психологии трудными подростками считают тех детей, чье поведение не только резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию [3]. К трудным относят детей, существенно отличающихся по своим индивидуальным особенностям, которые ведут себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем нежелании выполнять учебные задания. У них отсутствует уважительное отношение ко всем взрослым, учителям и родителям, а авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы, такие подростки часто становятся на путь правонарушений и чаще всего отвергаются коллективом одноклассников. Их грубость и цинизм часто являются маскировкой чувства собственной неполноценности и ущемленности.

Для изучения этого вопроса, в первую очередь, необходимо выяснить состояние проблемы асоциального (девиантного) поведения подростков. Во-вторых, нужно разработать систему совместной работы педагогов и психологов с трудными подростками в условиях общеобразовательной школы. Работа педагогов и психологов по формированию положительной мотивации к обучению у трудных подростков должна представлять собой систему мер, включающую педагогическую диагностику поведения подростков и определение особенностей асоциальных компонентов мотивационной и других сфер их индивидуальности, выбор и применение адекватных этим особенностям методов и приемов психолого-педагогического воздействия в учебно-воспитательном процессе. Для успешной работы с трудными подростками педагоги и психологи должны уметь выявить условия полноценного развития детей, определить специфику развития детей с трудностями в поведении, разработать специальные меры, направленные на нормализацию психического развития трудных детей, изучить характерные черты детей с аффективным поведением, знать и использовать основные психолого-педагогические направления в работе с ними, профессионально владеть современными методами и формами коррекционной работы [4].

Психолого-педагогическая коррекция – это система мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социального статуса личности в результате изменения социальных отношений, условий жизни и т.д. Коррекция поведения трудного подростка предполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений подростка как со взрослыми, так и со сверстниками, и коррекции социальной ситуации. Чрезвычайно важным представляется анализ социометрического статуса подростка в коллективе класса, в среде сверстников, определение места, которое он занимает в системе межличностных отношений, выявление того, насколько оправдываются его престижные ожидания, имеет ли место психологическая изоляция, и если таковая имеется, определение ее причин, а так же возможных путей преодоления. Главная задача работы с трудным ребенком – это его социальное самоопределение, которое зависит от условий, обеспечивающих включенность трудного ребенка в реальные социальные отношения и самореализацию детей в процессе социального взаимодействия, т.е. предоставление возможности трудному подростку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими. Психолого-педагогическая коррекция детей и подростков включает в себя следующие компоненты: целенаправленная работа по нравственному просвещению (уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.д.); актуализация всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно-полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, с учителями, учителей с родителями детей, стиль работы всего педагогического коллектива школы); введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности учащихся; оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом поло-возрастных особенностей учащихся.

При проведении коррекционной работы с трудновоспитуемыми учащимися необходимо соблюдение следующих принципов: принцип ориентации на позитивное в поведении и характере трудного ученика, этот принцип предполагает, что педагоги и психологи должны видеть в ученике, прежде всего лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним; принцип социальной адекватности воспитательно-коррекционных мер, данный принцип требует соответствия содержания и средств воспитания при коррекции социальной ситуации, в которой находится трудный ученик; принцип индивидуализации воспитательно-коррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков, этот принцип предполагает применение индивидуального подхода в социальном развитии каждого ученика, специальных задач, которые соответствовали бы его индивидуальным особенностям, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия; принцип социального закаливания трудновоспитуемых учащихся, этот принцип предполагает включение подростка в ситуации, которые требуют от него волевого усилия для преодоления негативного воздействия окружающей среды, выработку социального иммунитета, рефлексивной позиции [5].

В программе коррекционных мероприятий особое место занимает консультирование родителей, позволяющее взрослым лучше понять поло-возрастные и индивидуальные особенности подростков, подвергнуть критическому самоанализу свои действия. При этом важно помнить, что наибольшая вероятность осложнений в отклонениях поведения ребенка появляется в кризисные периоды развития, когда в связи с появлением психологических новообразований происходят разные скачкообразные изменения в психике и личности подростка, в его отношениях с окружающими, что не всегда учитывается родителями. В данном случае нужно помочь родителям определить, какие именно свойства ребенка необходимо учитывать, не стремясь к их переделке, какие можно их корректировать и развивать. Нужно помочь родителям изменить в ребенке то, что в состоянии меняться, смириться с тем, что они не в состоянии изменить, и научиться отличать одно от другого. Кроме этого, работа с трудными подростками должна проводиться системно в условиях эффективного взаимодействия различных служб: учебной, учебно-методической, психологической, социальной, воспитательной, правовой и медицинской.

Практической базой для нашего исследования служила многопрофильная гимназия № 5 «Тандау» г.Кокшетау. Педагогический эксперимент проводился в несколько этапов. Целью констатирующего этапа эксперимента было выявить наличие детей с аффективным поведением в классе. Сначала проводилось наблюдение за поведением детей в игре, в общении со сверстниками, на занятиях. При наблюдении за поведением детей, обращалось внимание на следующие параметры их проявления: частые вспышки ярости, гнева; низкий уровень произвольного поведения; не могут включиться в коллективную игру, занятие; не могут переключить внимание с одной ситуации на другую; в конкретной ситуации не знают, как поступить. Потом проводилась беседа: «Как нужно поступить в данном случае», это помогает выявить аффективные проявления: дети-аффектики обычно решают ситуацию трагично. Далее проходила работа с родителями в форме беседы по вопросам: «Чем любит заниматься ваш ребенок дома? Часто ли случаются у него вспышки гнева, ярости, капризы, слезы? По какой причине? Когда вы гуляете с ним на улице, замечаете ли вы, чтобы он забирал игрушки у других детей?». Так были выявлены дети, которые выделяются из класса своим особым поведением. Это дети повышенной активности, ни минуты не могут усидеть спокойно; в случае неудовлетворения каких-либо желаний или потребностей (например: не досталось карточки на уроке, не приняли в игру) у них проявляются вспышки ярости, гнева; им не удается включиться в коллективную игру, так как они не умеют играть и стараются диктовать свои условия, конфликтуя с другими детьми.

Затем было организовано изучение рисунков детей. Для того, чтобы лучше понять интересы, влечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира использовалась методика изучения их рисунков. Для рисования предлагались детям две темы: «В школе» (дети-аффектики обычно на рисунке изображают мало сверстников или сверстники отсутствуют совсем); «Семья» (эта тема способствует выявлению взаимоотношений в семье, отношений ребенка к родным, его привязанность к родителям). В холе эксперимента детям предложили нарисовать всех, с кем они живут дома и общаются в школе. При анализе рисунков учитывались порядок и близость расположения фигур, что говорит о взаимоотношениях в семье и указывает на лидера. Так же учитывалось место, где находится ребенок: между родителями или рядом с одним из них – это говорит о более выраженной привязанности к одному из родителей. Если сам ребенок отсутствует на рисунке, то это говорит о том, что ребенок не видит себя в рамках семьи. Так были изучены взаимоотношения в семьях трудных детей, а затем отношения с одноклассниками, выявлены дети с аффективным поведением.

В ходе формирующего этапа эксперимента, используя коррекционные методики вывода детей из аффективного состояния, педагоги и психологи пытались облегчить пребывание ребенка в коллективе сверстников. Методика коррекционной работы состояла из трех этапов, каждый включал в себя несколько стадий. Первый этап включал две стадии, второй этап – четыре стадии, третий этап – три стадии. Главной целью каждого этапа являлось помочь ребенку почувствовать себя всемогущим (побеждать зло), через режиссерскую игру научить преодолевать отрицательные эмоции, обучить общению с детьми.

На заключительном этапе эксперимента, наблюдение за детьми экспериментальной группы в разных видах деятельности, позволило выявить изменения, произошедшие в их поведении: стали значительно реже проявляться вспышки ярости; поведение чаще регулируется самими детьми; они включаются в коллективную игру; у них появились друзья, положительно-эмоциональное общение со сверстниками носит более продолжительный характер. В ходе исследования были выявлены положительные изменения у всех детей с аффективными проявлениями. Кроме этого, были выявлены дети с пограничными данными, которые составили так называемую «группу риска», с ними также проводилась профилактическая коррекционная работа, которая также дала позитивные изменения.

По результатам эксперимента можно сделать вывод, что проведенная системная коррекционная работа вывода детей из аффективного состояния оказалась эффективной, помогла выйти детям из этого состояния. Таким образом, в ходе исследования выяснили, что в работе с трудными детьми педагогам и психологам необходимо изыскивать средства для преодоления возникающих трудностей. Если педагог хочет с успехом решить стоящие перед ним воспитательные задачи, необходимо понять происхождение детского непослушания и в зависимости от этого выбрать средства для их преодоления. Педагогам, обнаружившим девиантное поведение школьников и поставившим перед собой гуманную цель — помочь детям его преодолеть, нужно вести непрерывный мониторинг, т.е. систематические наблюдения за отклонениями в поведении детей с обязательным и своевременным реагированием на возникающие ситуации. Главный способ преодоления аффективного поведения – индивидуальный подход, который предполагает умение опираться в воспитательной работе на то положительное, что имеется в личности каждого, даже самого трудного ученика, на его интересы и склонности (любовь к чтению, спорту, музыке, рисованию, природе, животным), на его здоровые нравственные убеждения, взгляды и позиции.

Результаты проведенного исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики, психологии и социальной работы Кокшетауского государственного университета имени Ш. Уалиханова, на научном семинаре «Актуальные проблемы психолого-педагогической науки и современного образования», на международных научно-практических конференциях «Уалихановские чтения» (Кокшетау), «Современное образование, проблемы и решения» (Бангкок), «Education and Science without Borders» (Мюнхен), «Современные проблемы науки и образования» (Москва), «Problems of international integration of national education standards» (Париж) и др. Обобщенные результаты проведенного исследования публикуются впервые. Автор исследования благодарит психолога и социального педагога многопрофильной гимназии № 5 «Тандау» г. Кокшетау Акмолинской области Понятову О.М. за активное сотрудничество и содействие в проведении данного исследования.

Заключение

Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении материала о совместной работе педагогов и психологов с трудными подростками, о способах коррекции их асоциального (девиантного) поведения, в разработке комплекса условий эффективной работы педагогов и психологов с трудными детьми в условиях учебных заведений. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная и апробированная на практике система работы педагогов и психологов с трудными подростками, а также результаты проведенного исследования могут использоваться в системе школьного образования. Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы коррекционных мер по организации воспитательной работы педагогов и психологов с трудными детьми, его можно рассматривать как одно из возможных решений исследуемой проблемы. Перспективы исследования состоят в поиске новых методов работы с применением современных психолого-педагогических идей и концепций, а также личностно-ориентированных подходов, инновационных технологий обучения и воспитания учащихся. Результаты данного исследования могут найти применение в работе педагогов, психологов, а также социальных работников, занимающихся проблемами асоциального поведения подростков.