Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

CHILDREN’S RIGHTS AND ITS DEFENSE IN THE FIELD OF GENERAL SECONDARY EDUCATION

Trapeznikova I.S. 1
1 Kemerovo State University
This article summarizes the results of a study conducted in several schools in the Kemerovo region. The research was aimed at studying the problems of child rights in the general compulsory education. Considering the educational system and the system of rights of the child, there is reason to talk about the mutual influence and development of the two systems. The school system, school educational institution – this is the place where children spend most of their time, and it is here that it may be discriminated against in their rights the most. However, it is within the school system and may be a mechanism that brings together the efforts of various government agencies dealing with children’s rights. The protection of children’s rights is multidimensional, but one thing is clear: it can not be solved only at the school level, it is important to establish a common system of work, involving her children, parents, teachers, social workers and psychologists. The results showed that only a third of respondents believe that in a society comply with one of the most important rights – the right to free development of personality, abilities and talents of the child. The main obstacle to the implementation of this right is a payment for many kinds of additional education and a lack of real opportunities to use cultural capital accumulated in society.
protection of children’s rights
school system
the system of rights of the child
the educational institution

Российская Федерация признаёт детство важнейшим этапом в жизни человека и исходит, прежде всего, из принципа законодательного обеспечения прав ребёнка. Ребёнку от рождения принадлежат и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Семейным Кодексом, Федеральными Законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации [1].

Конвенция ООН о правах ребёнка устанавливает следующие основные гарантии прав детей: «право на жизнь; право на имя и на приобретение гражданства, право знать своих родителей и право на их заботу; право свободно выражать своё мнение; право на свободу мысли, совести и религии; право на свободу ассоциации и свободу мирных собраний; право на пользование услугами здравоохранения; право на социальное обеспечение; право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития; право на образование; право на отдых и досуг» [5].

Образовательные учреждения, школы, являются одним из важных субъектов обеспечения гражданских и социальных прав ребенка. Однако, как показывают данные различных исследований, именно социальные и образовательные права ребенка нарушаются чаще всего, и субъектом этих нарушений выступает именно школа.

Эта проблема носит не исключительный характер, наблюдения показывают, что в любом общеобразовательном учреждении, так или иначе, нарушаются права ребенка. Далеко не всегда это является следствием политики школы, чаще это следствие влияния объективных обстоятельств, в том числе и финансовых. Проведя предварительный анализ, мы выделили три группы проблем, касающихся соблюдения прав детей:

– нарушение конкретных прав ребенка, закрепленных Конвенцией о правах ребенка и федеральными нормативными документами;

– нарушение прав отдельных категорий детей;

– отсутствие четкого механизма реализации и защиты прав различных категорий детей.

На базе средних общеобразовательных школ № 1 и 2 г. Тисуль Кемеровской области было проведено исследование, позволившее рассмотреть существующую ситуацию в области защиты прав детей в сфере общего среднего образования, а также выявить наиболее часто встречающиеся нарушения в этой области и причины этих явлений.

Основная проблема заключается в том, что различные участники образовательно – воспитательного процесса (педагоги, родители, дети) слабо знакомы с основными правами учащихся, а также имеют различные представления о сущности и содержании основных прав детей. При этом они практически не знают региональное законодательство, хотя международные и федеральные законы знакомы более чем половине респондентов.

«Впервые услышали» во время опроса о существовании Закона «Об уполномоченном по правам ребенка при Губернаторе Кемеровской области» почти треть опрошенных, Законе «Об образовании в Кемеровской области» и Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка» – по четверти опрошенных. Наиболее высока потребность в знакомстве с Законом «Об уполномоченном по правам ребенка при Губернаторе Кемеровской области» – 13 % респондентов – родителей, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» – 10,1 % опрошенных и «Об образовании» – 8,9 % опрошенных.

Наиболее известные документы такие как: «Всеобщая декларация прав человека» – почти половины слышали о ней, треть – знакомы в общих чертах, и почти 8 % детально знакомы с содержанием; «Международная Конвенция о правах ребенка» – 40 % родителей слышали о ней, почти четверть знакомы в общих чертах, но пятая часть опрошенных родителей впервые слышит о ней; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка» – слышали о нем – более трети, знакомы в общих чертах – пятая часть, и почти четверть опрошенных – впервые услышали о нем.

Из данных опроса выяснилось, что с Уставом школы знакомы менее половины опрошенных детей (47,9 %), несмотря на то, что право ознакомиться с Уставом школы является одним из основных прав для ребенка, а обязанность ознакомить его с Уставом – одна из основных обязанностей образовательного учреждения. Ребенок имеет право участвовать в управлении делами школы, о чем подавляющее большинство опрощенных детей только догадывается.

У значительной части опрошенных детей и родителей отмечается правовой нигилизм, недоверие к праву как инструменту регуляции общественных отношений, взрослые люди просто не верят, что правовые механизмы реально работают и учат этому своих детей. И педагоги, и родители, и дети слабо знакомы с основными правами ребенка в обществе, и не считают это знание обязательным.

Опираясь на результаты исследования можно выделить несколько причин нарушений прав ребенка на образование, которые не зависят непосредственно от местных органов:

Во-первых, это хроническое недофинансирование системы образования, несоответствие требуемых затрат на обеспечение безопасности, организацию учебного процесса тому реальному финансированию, которое есть. Из-за этого школы вынуждены собирать деньги с родителей, что является существенным нарушением права ребенка на образование [2].

Во-вторых, неблагоприятные социально-культурные условия жизни педагогов, их низкий культурный и профессиональный уровень, недоступность многих источников культурных ценностей.

В-третьих, бедность значительной части семей, которые не могут обеспечить своим детям достойные условия существования и возможность получения качественного образования.

В-четвертых, зачастую не принимаются в расчет и не используются те возможности по защите прав детей в образовании, которые могут быть осуществлены на местном уровне.

Эти меры можно разбить на три группы: в отношении педагогов, родителей и детей.

В отношении педагогов:

1. Постоянное информирование педагогов об изменениях в законодательстве по вопросам образования и защиты прав детей.

2. Создание условий для повышения культурного уровня педагогов.

3. Создание условий для продуктивного досуга педагогов – обеспечение санаторно-курортным лечением, отдыхом, развитие местного туризма, в том числе – образовательного.

Если в школе работает социальный педагог, то он может следующим образом участвовать в защите прав детей:

– организовывать разъяснительную работу по спорным ситуациям, связанным с реализацией прав учащихся;

– продумывать, инициировать разработку и реализацию в школе программ правового просвещения;

– выступать экспертом по факту соответствия отдельных решений школьной администрации основным правам ребенка в сфере образования;

– выступать организатором детской инициативы, направленной на правовое просвещение, построение правового пространства в школе, создания правозащитных организаций[3].

В отношении родителей:

1. Создание семейных клубов на уровне муниципальных образований, населенных пунктов, отдельных школ.

2. Введение в систему консультации школьных психологов и социальных педагогов для родителей по основным вопросам воспитания детей.

3. Организация родительского правового обучения, постоянного знакомства родителей с законодательством по основам прав семьи и детей в современном обществе.

В отношении детей:

1) правовое обучение – ведение уроков права, гражданского образования и т.д.;

2) работа детских общественных организаций, построение правового пространства школы, работа Уполномоченных по правам ребенка в школе, другие формы активизации общественности по защите прав детей;

3) проведение краевых олимпиад, конкурсов по правовым проблемам.