Одной из ключевых, остро стоящих проблем обучения русскому языку является речевое развитие младших школьников. Наиболее актуальным направлением современной методики русского языка является формирование у детей внимательного отношения к слову, к его употреблению, развитие способности воспринимать и оценивать изобразительно-выразительный аспект речевого высказывания и кроме того умело использовать его в своей речи.
Обучение родному языку в младших классах преследует в первую очередь практические цели – воспитание у учеников любви к родному языку и литературе на этом языке, формирование таких личностных качеств, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие, упорство в достижении целей, развитие мышления, развитие языковых умений и способностей и др. [1].
Один из ведущих показателей уровня культуры человека, его мышления, разума считается его речь. Речь появляется еще в раннем детстве и со временем обогащается, усложняется. В толковых словарях сущность понятия «речь» раскрывается как умение «говорить, говорение; звучащий язык; разновидность или стиль языка». Специалисты в области психологии утверждают, что речь для учащегося начальных классов является средством активной деятельности и успешного обучения [2].
У младших школьников становление речи идет в двух ведущих направлениях: во-первых, активно набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором общаются окружающие; во-вторых, речь способствует перестройке познавательных процессов (внимания, памяти, воображения, а также мышления).
Развитие речи идет не только лишь за счет тех лингвистических способностей, которые выражаются в чутье самого учащегося по отношению к языку. Младший школьник прислушивается к звучанию слова и дает оценку этого звучания.
Изучение языка в школе – это управляемый процесс, и у педагога есть огромные возможности значительно ускорить речевое развитие младших школьников за счет особой организации учебной работы. Так как речь – это деятельность, то и учить речи нужно как деятельности. Одно из значительных отличий учебной речевой деятельности от речевой деятельности в естественных условиях состоит в том, что цели, мотивы, содержание учебной речи не выливаются именно из желаний, мотивов и деятельности ребёнка в широком смысле слова, а задаются искусственно. Поэтому верно задать тему, заинтересовать ею, вызвать желание принять участие в ее обсуждении, активизировать работу учеников.
Известно, человеческая речь начинается с синтаксиса, с понимания его законов, с усвоения правила построения единиц языка – словосочетания и предложения, с использования в речи данных синтаксических единиц.
Синтаксический строй речи – интегральное качество, в котором проявляется степень общей образованности и культуры личности, её своеобразия, способности овладеть новыми способностями, знаниями и умениями, воплощать приобретённые знания в своей деятельности. Данное понимание синтаксического строя речи способствует выбору методических приёмов, средств изучения синтаксиса в начальной школе, которые решают вопросы развивающего и воспитывающего обучения применительно к каждому ученику.
По словам известного психолога Н.И. Жинкина, письменная речь – это трудная аналитико-синтетическая работа, в которой действуют следующие механизмы: механизм отбора слов, механизм контроля и критики текста [6].
Без специальной работы по составлению вариантов предложений, по образованию словосочетаний, которые необходимо включить в состав предложений, по удержанию в памяти основы предложений, оборотов предложений, словосочетаний невозможно формирование синтаксического строя речи младших школьников.
Обычно курс грамматики начинается с синтаксической темы «Предложение». В современных, коммуникативно-нацеленных курсах некоторые авторы включают подобную модель: общение – речь – текст – предложение – слово – слог – звук. Такой подход логичен, он более функционален и сразу раскрывает перед учениками систему языка и его прогматики.
Синтаксические значения и умения содействуют осознанию текста при его чтении и формированию собственной речи – устной и в особенности письменной. Критерием потребности в синтаксисе служит степень практических умений учащихся: в собственной речи они легко создают и сложные предложения, и прямую речь, в том числе и обособленные обороты, подчинительные конструкции. Всё это нуждается в теоретическом осмыслении и в корректировании с позиций культуры речи.
Наиболее значительные исследования синтаксиса русского языка относятся ко второй половине 19 – началу 20 столетия. Они представлены тремя методическими направлениями: логическими, психологическими, формальными [9].
Данные направления были существенным достижением для лингвистики того времени, однако они страдали односторонностью. Представители каждого направления полагали, что каждый иной поход к синтаксису ошибочен. А.А. Потебня начал создавать собственную синтаксическую систему с критики логической концепции Ф.И. Буслаева. Представители формального направления, приняв некоторые положения психологической концепции, сделали упор на роль форм слова в синтаксической системе [9].
Значимым шагом в изучении русского синтаксиса явился многоаспектный подход к предложению как к синтаксической единице, обладающей и логической, и психологической, и формальными сторонами. Суть диалектического метода состоит в совместном анализе означаемой и означающей сторон синтаксических единиц [4].
В основу описания синтаксических единиц были положены как их грамматическая семантика, так и формальные средства.
В целом для изучения в начальной школе выделены три синтаксические единицы: словосочетание, предложение и сложное предложение, а слово и словоформа отнесены к числу синтаксических объектов, особенности которых выражаются только при связи с другими словами в составе синтаксических единиц [10].
Подобное восприятие синтаксиса, синтаксических единиц, их структуры даёт возможность сделать заключение о значимости и необходимости работы над словосочетанием, предложением, сложным предложением с целью решения задач развития мышления и связной речи, для развития синтаксического строя речи учащихся начальной школы, для освоения синтаксических норм русского языка, для организации взаимосвязи между различными уровнями языка: лексикой, морфологией и синтаксисом.
Основными единицами синтаксиса считаются словосочетание и предложение. В данной статье мы будем следовать определению, которое даётся в учебнике Д.Э. Розенталя «Современный русский язык»: «Словосочетание – это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, и представляющее собой сложное наименование явлений объективной действительности: человек маленького роста, читать про себя, жаркое лето».
Являясь наравне со словами компонентом построения предложения, словосочетания представляют собой одну из ведущих синтаксических единиц. Различаются словосочетания синтаксические, которые исследуются в синтаксисе (красная материя, металлическая решетка), и фразеологические, которые изучаются во фразеологии (чёрная смородина, железная дорога). Внутри синтаксических словосочетаний различаются свободные и несвободные. Первые легко разделяются на составные их части (лекция по литературе, необходимая книга), вторые создают синтаксически неразделимое целое (два ученика, несколько цветов).
Другой основой синтаксической единицы является предложение. Имеется ряд определений понятия «предложение». Учебник В.В. Бабайцевой характеризует предложение как «основную единицу синтаксиса, так как в предложении оформляется мысль, которую говорящий или пишущий хочет сообщить слушающему или же читающему». Д.Э. Розенталь рассматривает предложение как минимальную единицу человеческой речи, представляющую собой грамматически организованное слияние слов (или одно слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью». Помимо этого, являясь единицей общения, предложение вместе с тем считается единицей формирования и выражения мысли, в чём обретает своё проявление единство языка и мышления. Проблема словосочетаний уже давно привлекает внимание русских лингвистов. Заинтересованность вопросом словосочетаний возродилась в конце 19 века и сама проблема стала основной в лингвистической системе Ф.Ф. Фортунатова и его последователей. Он полагал, что синтаксис это учение о словосочетание, а предложение считал одним из видов словосочетания. В ряде учебников и учебных пособий для высшей и средней школы словосочетание стало рассматриваться как пара по смыслу и грамматически связанных слов, выделяемая из предложения.
Представляет интерес интерпретация трактовки понятия «словосочетание» А.А. Шахматовым: «это такое слияние слов, которое формирует грамматическое единство, обнаруживаемое зависимостью одних из этих слов от других». Согласно Шахматову, синтаксис словосочетаний занимается главным образом второстепенными членами предложения, их отношением к главным членам или во взаимном отношении друг к другу, так же синтаксис предложения занимается главными членами предложения в их отношении к предложению или во взаимном отношение друг к другу. Предложение так же считается словосочетанием, но словосочетанием законченным, а остальные словосочетания характеризуются как незаконченные, незавершённые.
Неоднозначной считается проблема о разделении словосочетаний на подчинительные (общепризнанный вид словосочетаний) и сочинительные (сочетание однородных членов предложения).
Таким образом, принципиальными вопросами теории словосочетаний считаются следующие:
1) существуют ли словосочетания за пределами предложения, в которое оно входит как функциональный компонент наряду с отдельным словом;
2) имеются ли «предикативные словосочетания», то есть, образует ли словосочетания пары, состоящие из подлежащего и сказуемого;
3) существуют ли «сочинительные словосочетания», то есть формирует ли словосочетание группа однородных членов.
Большинство учёных при решении данных вопросов придерживаются того, что словосочетание – это синтаксическое единство, вычленяемое из предложения, по этой причине вероятны и предикативные словосочетания. Другое заключение, исходя из проблемы, предложил В.В. Виноградов, отталкиваясь при определении словосочетания не из предложения, а из слова.
В отличие от предложения, являющегося единицей сообщения (коммуникативной единицей), словосочетание представляет собой единицу называния, номинативную единицу, которая наравне с отдельным словом входит в структуру предложения, выполняя лексико-семантическую функцию сложного наименования предметов и явлений. Таким образом не всякое слияние слов образует словосочетание, а только лишь такое, которое, подобно слову, служит строительным материалом для предложения.
Предложение – это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически созданное слияние слов, обладающее смысловой и интонационной законченностью.
Большинство типов предложения соотносится с логическим суждением. В суждении что-либо о чём-либо утверждается или же отрицается, и в этом находит свое выражение так называемая предикация, т.е. выявление содержания логического субъекта логическим предикатом.
Взаимоотношения между субъектом и предикатом в суждении обнаруживают свою параллель в предикативных отношениях между подлежащим и сказуемым в предложении, в которых имеет место быть связь между предметом мысли, обозначенным подлежащим, и его признаком, обозначенным сказуемым. К примеру: «Наступила зима. Урок не состоится».
Таким образом, основным признаком предложения большинство лингвистов считают предикативность, понимая под нею отнесенность содержания предложения к объективной действительности (его реальность или нереальность, возможность или невозможность и т.п.). Так как, выражая собственные мысли, эмоции, чувства, ребёнок совместно с тем высказывает и свое отношение к содержанию излагаемого (его желательность или не желательность, долженствование или условность и т.д.), в этом случае весомым признаком предложения считается также модальность.
Средствами выражения модальности являются категория наклонения (изъявительное, повелительное, условно-желательное) и особые лексическо-грамматические средства (так называемые модальные глаголы и модальные слова и частицы).
Наконец, значимым признаком предложения, который наравне с предикативностью и модальностью, отделяет предложения от словосочетания, считается интонация. Выделяются интонации сообщения, вопроса, побуждения и т.д.
Из этого можно сделать вывод, что ключевыми признаками предложения считаются предикативность (отношение содержания к реальности), модальность (отношение рассказчика к высказываемому), интонационная оформленность и относительная смысловая законченность.
В работе над предложением в начальных классах условно можно выделить пять направлений:
1. Формирование грамматического понятия «предложение».
2. Изучение структуры предложения (работа над осознанием сущности связи слов в словосочетаниях, понимание грамматической основы предложения, отличительных черт главных и второстепенных членов, прямого и обратного порядка слов, распространённых и нераспространённых предложений).
3. Формирование умения пользоваться в собственной речи предложениями, равными по цели высказывания и по интонации. Овладение соответствующим интонированием предложения.
4. Развитие умения точно употреблять слова в предложениями.
5. Формирование умения оформлять предложения в письменной речи (использование прописной буквы в начале предложения, постановке знаков препинания).
Тема «Предложение» является сквозной. Она изучается в течение всех четырёх лет. Регулярно углубляются знания о его признаках. От простейших представлений о предложении как единице речи, выражающей мысль, дети переходят к изучению главных и второстепенных членов, связи слов в предложении, к изучению предложений с однородными членами.
Ключевая задача начального обучения русскому языку – развитие и становление речи и мышления учащихся, понимание компонентов грамматического строя, воспитание любви к русскому языку и привитие заинтересованности к его изучению и постоянному исследованию.
Методика работы над предложением в младших классах учитывает реализацию в практике обучения 2 взаимозависимых направлений:
1) понимание компонентов и структуры предложений;
2) отбор, применение лексики в определённом типе предложения.
Ведущими средствами достижения поставленной задачи можно рассматривать следующие:
1) усвоение ключевых законов сочетания слов в предложении;
2) выяснение смысловых и грамматических отношений между словами предложения;
3) правильное использование форм синтаксической связи слов в устной и в письменной речи;
4) правильное интонационное оформление предложения в устной речи и постановка знаков препинания при письме.
Высшим уровнем языковой системы считается синтаксический уровень. На синтаксическом уровне осуществляется взаимодействие всех уровней языковой системы, так как взаимосвязь лексического значения слова, его морфологических свойств и сочетательных возможностей чётко выражается в строе словосочетания, предложения в связанном тексте. Осуществление регулярной работы по синтаксису содействует повышению орфографической и речевой подготовки учащихся начальной школы, более осознанной деятельности при проведении синтаксического анализа, обеспечивает неразрывную связь между начальной и средней школой в общей системе обучения русскому языку.
Владение синтаксической грамотностью имеет большое общекультурное значение, считается показателем уровня речевого развития человека. С целью этого учитель начальных классов на уроках русского языка обязан владеть методикой обучения синтаксическим умениям, а этому учит методика синтаксиса.