Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 --- 2 --- 1 --- 1
1 ----
2 ------------------

Актуальность темы. В современных условиях сложной демографической ситуации, политических и экономических преобразований, перманентного реформирования системы образования Российской Федерации, внедрения в образовательный процесс новых технологий и стандартов происходит усиление имевшихся и появление новых негативных тенденций в формировании общественного здоровья. Многочисленные литературные данные свидетельствуют о снижении качества жизни, высоких показателях заболеваемости и их хронизации, высоких уровнях общей смертности населения, росте частоты осложнений беременностей и родов, ухудшении физического развития и состояния здоровья детей и подростков. Доминирующая часть исследований, посвященных изучению состояния здоровья, относится к наиболее ранимому и сенситивному к воздействию негативных факторов окружающей среды контингенту – детскому населению дошкольного и школьного возраста. Вместе с тем, вопросы гендерного направления, в частности связанные с комплексной гигиенической оценкой здоровья девушек пубертатного периода – потенциальных матерей, благополучие которых во многом будет определять демографическую ситуацию, уровень духовного, экономического развития, образования, здравоохранения, науки и культуры и в конечном итоге здоровье населения России, освещены недостаточно. Большое количество работ по репродуктивному здоровью зачастую носит узкоспециализированное акушерско-гинекологи-ческое направление, однако эта проблема сегодня вышла за рамки интересов гинекологов и становится междисциплинарной [1].

Мало внимания уделяется возрастному периоду 18-20 лет, когда завершается становление основных функций организма, в том числе и репродуктивного потенциала. Не в полной мере изучено состояние иммунной системы у студенток медицинских колледжей в динамике учебного процесса. Имеющиеся литературные данные не дают комплексного представления о санитарно-эпиде­мио­логическом благополучии медицинских колледжей.

В Краснодарском крае (далее - крае), крупном агропромышленном регионе России с его региональной спецификой комплексные исследования условий и организации обучения девушек-подростков в образовательных учреждениях среднего медицинского образования, оценки физиологических систем и умственной работоспособности, состояния здоровья (в том числе и репродуктивного) в условиях городской и сельской местности не проводилось.

В свете вышеизложенного, комплексная гигиеническая оценка условий обучения и состояния здоровья девушек-учащихся медицинских колледжей (МК) края для разработки профилактических мероприятий в современных условиях представляется своевременной и актуальной.

Цель исследования: Дать комплексную гигиеническую оценку условиям, организации обучения и состояния здоровья девушек-студенток МК края для научного обоснования профилактических мероприятий, направленных на оптимизацию условий обучения и повышение уровня их здоровья.

Задачи исследования:

    1. Изучить и дать гигиеническую оценку санитарно-эпидемиологичес-кого благополучия студенток МК и организации учебного процесса.
    2. Изучить функциональное состояние сердечно-сосудистой, центральной нервной систем девушек-студенток в динамике недели и учебного семестра и их иммунный статус.
    3. Изучить состояние здоровья, в том числе репродуктивного, девушек-студенток в территориально-воз­раст­ном аспекте.
    4. Разработать научно обоснованные гигиенические мероприятия, направленные на оптимизацию учебного процесса, снижение заболеваемости и улучшение здоровья студенток МК края.

Научная новизна исследования: Впервые в условиях края:

  • дана комплексная гигиеническая оценка организации обучения и состояния здоровья девушек-студенток медицинских учреждений среднего профессионального образования;
  • разработаны шкалы трудности учебных дисциплин для студентов первых двух курсов МК;
  • разработан алгоритм составления расписания занятий на 1 и 2 курсах МК для оптимизации учебной нагрузки студентов, который может быть использован и для их гигиенической оценки;
  • показаны территориально-возрастные особенности состояния здоровья (в том числе репродуктивного) девушек-учащихся МК;
  • выявлена негативная тенденция иммунного статуса студенток МК в динамике учебного процесса в условиях края [2].

Выводы:

1. Условия пребывания и обучения студенток в медицинских колледжах Краснодарского края относятся ко II-й группе по санитарно-эпиде­мио­логичес­кому благополучию и в целом соответствуют требованиям СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях». Выявленные недостатки СЭБ (недостаточные процент озеленения территорий МК, площади на 1 учащегося в ряде учебных помещений колледжей, искусственная освещенность в спортивных залах, отсутствие комнат для гигиены девушек и др.) доложены администрации колледжей для принятия соответствующих мер.

2. Изучение организации учебного процесса позволило выявить её недостатки, в частности, неадекватную с физиологических позиций учебную нагрузку в течение учебного дня, недели и семестра, что является фактором риска истощения адаптационных резервов ЦНС учащихся. Разработаны шкалы трудности учебных дисциплин для учащихся первого и второго курсов образовательных учреждений среднего медицинского образования и алгоритм их применения в практике составления учебного расписания.

3. Комплексная оценка функционального состояния сердечнососудистой и центральной нервной систем учащихся в динамике учебного дня, недели и семестра выявила признаки снижения адаптационных резервов под влиянием фактических учебных нагрузок. Выявленные негативные тенденции связаны в первую очередь с неудачным распределением учебной нагрузки без учета трудности учебных дисциплин и особенностей физиологии умственного труда. Показано снижение у практически здоровых студенток иммунобиологической резистентности, проявляющееся ослаблением Т- и В-звена иммунитета с выраженной напряженностью в системе противовирусной защиты организма, о чем свидетельствует достоверное увеличение в периферической крови цитотоксических Т-лимфоцитов [CD8(+)] и NК-клеток [CD16(+)] и снижение функциональной активности НГ.

4.Установлены возрастно-терри­то­ри­альные особенности показателей состояния здоровья студенток МК. Их физическое развитие характеризуются снижением с возрастом процента лиц с нормальным и ухудшенным физическим развитием с дефицитом массы тела 1 степени и статистически значимым увеличением процента студенток с ухудшенным физическим развитием за счет избытка массы тела 1 и 2 степени. Показатели уровня ПП студенток ККБМК на 10% выше, чем у студенток из РК (51,1 против 46,1 на 100 осмотренных), а у 18-20-летних студенток выше, чем у студенток 15-17-лет-него возраста, как в краевом (на 18,2%), так и в районных колледжах (на 19,8%). Степень влияния экологической ситуации территории проживания на формирование уровня ПП «средняя» (RR=1,8; EF=44,4%). Уровень ПП студенток ККБМК выше, чем студенток из РК также по числу диагнозов на 100 осмотренных (75,8 и 66,4). В структуре ПП лидируют шесть классов болезней (X, XIII, XI, VI, VII, XIV), доля которых в разных группах в сумме составляла от 79,7±2,8% до 85,9±1,7% с некоторыми территориально-возраст­ными особенностями. У студенток ККБМК первые 3 места занимали болезни X, XIII и VI классов, в РК - X, XI и XIII классов. Среди отдельных нозологических форм болезней у всех студенток первые три места занимали ВСД, миопия и тонзиллит.

5. Изучение репродуктивного здоровья студенток МК выявило существенную долю (30,2%) учащихся с нарушениями менструальной функции, особенно в младших возрастных группах и высокий уровень альгоменореи (78,3). Заболевания репродуктивных органов у студенток РК встречаются достоверно чаще, чем у их коллег из ККБМК. В их структуре доминируют воспалительные заболевания женских половых органов, наиболее часто у студенток младших возрастных групп. Выявлен рискованный характер репродуктивного поведения, проявляющийся ранним вступлением в половую жизнь, частой сменой половых партнеров, недостаточной осведомленностью в вопросах контрацепции, инфантильностью в оценке семейных ценностей и приоритетов, легковесным отношением к абортам. При прочих равных условиях более тревожные признаки, характеризующие репродуктивное здоровье, отмечены у студенток младших возрастных групп.