Актуальной проблемой современного профессионального образования является формирование и развитие познавательных интересов студента, личность которого является центральной фигурой образовательного процесса. Именно интерес к познавательной деятельности впоследствии позволит специалисту в любых условиях идти в ногу со временем. Одной из задач современного обучения становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления своих творческих способностей [2,4]. Решение этих задач невозможно без инновационных технологий.
Инновационные образовательные технологии вырабатывают у студента умение ориентироваться в нестандартных условиях, анализировать возникающие проблемы, самостоятельно разрабатывать и реализовывать управленческие решения. Понятие «технология обучения» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования. Одна и та же технология в руках конкретных исполнителей может выглядеть по-разному: здесь неизбежно присутствие личностной компоненты педагога, особенностей контингента учащихся, их общего настроения и психологического климата в классе [5].
На базе «Школы Здоровья» кафедры терапии с курсом педиатрии под руководством профессора Борисова Ю.Ю., в результате поиска эффективных методов преподавания, в 2008 г. разработана ситуационно-ролевая игра «Обследование пациента» [3].
Игра-это сильнейшее средство включения учащегося в систему обучения [4]. Игровое обучение – имитационная творческая деятельность студентов, связанная с разыгрыванием ролей. Данная педагогическая технология позволяет формировать организацию профессиональных коммуникаций. Толчком для ее создания послужили многочисленные обращения студентов к преподавателям–медикам кафедры за советами по вопросам сохранения здоровья. Содержание этой игры определилось одновременно учебными программами, интересами и потребностями студентов.
Порядок проведения ситуационно–ролевой игры «Обследование пациента» складывается из нескольких этапов. На первом этапе студенты учебной группы разбиваются самостоятельно на малые группы обследующих и обследуемых, и выполняют манипуляции: (измерение температуры тела (tо С), исследование пульса на лучевых артериях (Ps), измерение артериального давления (АД), наблюдение за дыханием (ЧДД), антропометрия: взвешивание, измерение длины тела, определение индекса массы тела (ИМТ), пикфлоуметрия (ПEF), электрокардиография (ЭКГ). На втором этапе показатели измерений студенты заносят в Карту обследования в «Школе Здоровья». На третьем этапе учащиеся оценивают параметры физического здоровья с помощью Памятки пациента «Школы Здоровья». На четвертом этапе по результатам оценки параметров физического здоровья игроки определяют настоящие и потенциальные проблемы обследуемых участников игры и также заносят в Карту обследования в «Школе Здоровья» [3].
В студенческой среде здоровье молодых людей отличается исходно низким уровнем ряда показателей в сочетании с факторами, несущими негативный вклад в его состояние в процессе обучения, поэтому начинать работу по формированию личной ответственности за здоровье и управлению самосохранительным поведением необходимо с раннего возраста, в том числе широко используя возможности институтов. В 2011 году ряд вузов принял участие в открытом публичном всероссийском конкурсе образовательных учреждений высшего профессионального образования на звание «ВУЗ здорового образа жизни» [1].
В медицинских учебных заведениях существует уникальная возможность использования учебного процесса и потенциала студентов-медиков для стимулирования развития самосохранительного поведения. Включение элементов игры «Обследование пациента» в образовательный процесс позволяет решать не только вопрос об активизации познавательной деятельности студентов, но и сохранения их здоровья путем своевременной его оценки.
Таким образом, инновационные технологии являются необходимым инструментом современного преподавателя. В них заложен огромный потенциал для повышения профессионального мастерства и достижения целей, поставленных Федеральными государственными образовательными стандартами [4,6].
Инновационные образовательные технологии способствуют формированию творческого стиля деятельности будущего медицинского работника, существенно повышают его мотивацию, глубину и полноту овладения профессией.