Несмотря на впечатляющие и обнадеживающие успехи в борьбе с инфекциями, достигнутые в ХХ веке, следует признать, что и в начале нового тысячелетия инфекционные болезни остаются важнейшей проблемой медицины и здравоохранения во всем мире, в том числе и в Российской Федерации. Значимость этой проблемы определяет все возрастающее число инфекционных поражений, вызываемых не только классическими возбудителями инфекционных заболеваний, но и неуклонный рост числа инфекций, вызванных условно-патоген-ными или оппортунистическими микроорганизмами. В значительной степени этому способствует увеличение продолжительности жизни и «старение» населения, увеличение количества лиц с сопутствующими заболеваниями и иммунодефицитами.
Возникшие в России в 1990-е годы социально-экономические проблемы привели к резкому росту заболеваемости туберкулезом, сифилисом, СПИДом и другими инфекционными болезнями. Возникла вполне реальная возможность возврата многих «побежденных» инфекций, например, дифтерии или сыпного тифа.
Расширение международных контактов и бурный рост зарубежного туризма в страны Африки, Азии и Южной Америки, неблагополучные по эпидемической обстановке, а также резкое ускорение коммуникативных связей (самолетом в любую точку Земного шара можно попасть за 14-18 часов) привело к существенному увеличению заболеваемости «завозными» инфекциями, ранее регистрировавшимися в нашей стране только спорадически.
Все это предъявляет возросшие требования к работе в России противоэпидемической, микробиологической и инфекционной службы на всех уровнях государственной системы здравоохранения, а также к подготовке на всех уровнях квалифицированных и грамотных специалистов в этой области, начиная со студентов и до врачей [7]. Бурное развитие методической базы микробиологической диагностики инфекционных болезней и широкое использование новейших методик требует знакомства с ними различных категорий медицинских работников.
Особая роль в решении стоящих перед инфекционной службой России проблем отводится врачам широкой лечебной практики, которые первыми могут столкнуться с инфекционными больными при первичном обследовании больного, а также врачам клинических и микробиологических лабораторий, исследующим материал от больного. Последние должны иметь грамотные представления обо всем спектре инфекционных возбудителей, которые могут встретиться в исследуемом материале, а также о различных методах их диагностики, в первую очередь основных современных методах, таких как полимеразная цепная реакция (ПЦР) и иммуноферментный анализ (ИФА).
Характерной чертой современного этапа развития клинической медицины является увеличение значимости лабораторной диагностики, в том числе диагностики инфекционных болезней. Степень развития лабораторной службы, по мнению компетентных экспертов, наряду со службами лучевой диагностики, является первостепенным рейтинговым критерием для учреждения здравоохранения.
В связи с этим деятельность медицинских лабораторий рассматривается в качестве важнейшей интегральной составляющей оказания пациенту качественной медицинской помощи в развитых странах мира.
Современной клинической лабораторной диагностике присущи:
- анализ патологического процесса на основе суммы знаний различных областей медицинской науки — генетики, молекулярной биологии, микробиологии, иммунологии, биологии клетки, физиологии;
- применение разнообразных методологических подходов для детекции расстройств, присущих тем или иным формам патологии;
- стремление к точному учету потребностей клиники к достоверной лабораторной информации для диагностики болезней, слежения за их течением и результатами лечения.
Развитие лабораторной диагностики предоставляет практикующему врачу широкий спектр информации, которая требует грамотной интерпретации. Очевидно, что результаты лабораторных исследований приобретают действительную ценность только при целенаправленном их назначении и корректной оценке совместно с данными клинической картины заболевания.
Диагностика инфекционных заболеваний является одной из самых сложных проблем в клинической медицине. Лабораторные методы исследования при ряде нозологических инфекционных форм играют ведущую, а в целом ряде клинических ситуаций решающую роль не только в диагностике, но и в определении конечного исхода заболевания. В настоящее время при диагностике инфекционных заболеваний наиболее часто используется 3 группы специальных лабораторных методов исследования:
- бактериологические методы;
- серологические методы, в том числе иммуноферментный анализ (ИФА)
в различных вариантах;
- метод полимеразной цепной реакции (ПЦР) для обнаружения ДНК или
РНК возбудителя инфекционного заболевания в исследуемом материале.
У одних пациентов для выявления этиологии инфекционно-воспалитель-ного процесса достаточно провести бактериологическое исследование, в других клинических ситуациях решающее значение имеют данные серологических исследований, в-третьих, получить необходимую информацию позволит только метод молекулярной диагностики. Однако, для постановки обоснованного диагноза, разработки адекватной терапии и прогнозирования течения и исхода заболевания, необходимо использовать данные комплекса различных методов лабораторных исследований.
В настоящее время имеется ряд капитальных объемных руководств по лабораторной диагностике инфекционных заболеваний [2,4,5], однако они сложны для восприятия из-за большого объема, не всегда доступны широкому кругу медицинских работников. Поэтому остаются востребованными издания в формате методических пособий, в частности, посвященные лабораторной диагностике инфекционных заболеваний [6].
Сотрудниками кафедры инфекционных болезней, эпидемиологии и микробиологии МАОУ ВПО «КММИВСО» совместно с врачами ГБУЗ «СКИБ» г. Краснодара проводится работа по совершенствованию методов лабораторной диагностики инфекционных болезней [1,3,8].
Принимая во внимание вышесказанное, авторы на основе опыта работы лабораторной службы ГБУЗ «СКИБ» г. Краснодара разработали краткое методическое пособие, предназначенное для практических врачей инфекционной и лабораторной службы, а также других категорий медработников. В пособии приведена информация о современных методах лабораторной диагностики (ПЦР, ИФА), наиболее широко применяемых в диагностике инфекционных заболеваний, их практическая интерпретация. Пособие предназначено для врачей всех специальностей, студентов медицинских вузов (бакалавриат), врачей-интернов и клинических ординаторов.
В этом пособии на основании существующих нормативных документов в краткой форме с необходимыми пояснениями освещены следующие вопросы:
- порядок проведения лабораторной диагностики и госпитализации лиц при подозрении на инфекционные болезни в соответствии с ведущим синдромом болезни;
- эпидемиологические риски заноса опасных инфекционных болезней;
- порядок обследования лиц с подозрением на инфекционные болезни;
- правила проведения преаналитического этапа лабораторных исследований;
- порядок организации и проведения работ по забору, транспортированию и хранению проб клинического материала;
- принципы проведения исследований клинического материала;
- клиническая интерпретация лабораторных исследований в диагностике инфекционных заболеваний.
В последнем разделе в табличной форме представлена интерпретация результатов ИФА и ПЦР для широкого круга инфекционных заболеваний как вирусной (вирусные гепатиты A, B, C, D, E, G; корь, краснуха, герпетическая и цитомегаловирусная инфекции, инфекционный мононуклеоз, ветряная оспа, паротит, парвовирусная инфекция, грипп, энтеровирусная инфекция, лихорадка Западного Нила, геморрагическая лихорадка), так бактериальной, дрожжевой и протозойной (коклюш, хламидиоз, микоплазмоз, гнойные менингиты, листериоз, легионеллез, боррелиоз, кишечные инфекции, иерсиниозы, лептоспироз, кандидоз и токсоплазмоз) этиологии. В таблице представлены данные о материале, маркерах, сроках обнаружения, оценке и интерпретации результатов, а также комментарии по каждой инфекции.
По мнению авторов, пособие будет полезным источником информации для специалистов, занимающихся диагностикой (лабораторной и клинической) инфекционных заболеваний, а также для студентов-медиков различных уровней обучения, стремящихся к освоению современных диагностических методов в инфекционной патологии. У студентов эти знания существенно повышают качество их подготовки в области инфекционной патологии и могут дать преимущества в последующей профессиональной деятельности.