Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

no name 1 --- 1
1 ----

Самооценка личности является системообразующим ядром индивидуальности и во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний; влияет на жизнедеятельность человека и формирование стиля поведения. Она отражает степень развития у индивида чувства са­моуважения, ощущения собственной ценности и от­ношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я».

Ни для кого не секрет, что самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной. Это зависит от воспитания мироощущения и мировосприятия [1]. В одинаковой ситуации люди с разной самооценкой будут вести себя совершенно по-разному, примут разные решения и по-разному будут воздействовать на развитие событий. Наше исследование коснётся изучения низкой самооценки, так как всё чаще наши будущие коллеги – психологи и психотерапевты – отмечают её присутствие у обращающихся к ним пациентов. Низкая самооценка и неуверенность в себе являются фундаментом тревог, депрессий, конфликтов, неврозов и психосоматических заболеваний.

Многие из нас не умеют любить себя и заботиться о себе, отстаивать свои интересы; многие стараются не выделяться на фоне коллектива и в итоге боятся оказаться в центре всеобщего внимания. Комплексы в отношении себя мешают сотрудничать, дружить, не говоря уже о любви и браке – кто же станет ценить и любить человека, который сам себя не любит и не ценит [9].

Наблюдения показывают, что в современном обществе всё больше людей, не способных справляться с определёнными жизненными ситуациями, а в основе их слабости лежит неумение адекватно оценивать свои возможности. Это и проблемы в личной жизни, и конфликты на работе и в студенческом коллективе, и потеря ощущения счастья и вкуса жизни, и ещё многие другие вопросы, в основе возникновения которых лежит заниженная самооценка.

Сегодня жизнь заставляет проявлять больше инициативности, настойчивости, смелости, уверенности, ответственности, гибкости. Именно эти качества способствуют становлению настоящего профессионала в любой деятельности, поэтому сегодня весьма актуально обращение к развитию данных качеств и повышению самооценки студентов – будущих медицинских работников и клинических психологов, от уровня профессионализма которых, порой, зависит человеческая жизнь. Таким образом, возникает потребность проведения целенаправленной, постоянной работы над повышением самооценки со студентами разных курсов и специальностей.

Анализ теоретических источников показал, что в научной литературе нет однозначной трактовки понятия «самооценка».

Под самооценкой мы понимаем оценку личностью самой себя, своих качеств, возможностей и ме­ста среди других людей.

Самооценка связана с тем, насколько мы ценим себя, а уверенность в себе относится к нашим действиям и поведению. Поэтому А.А. Козлов определяет самооценку как фундамент уверенности в себе [3].

По мнению большинства исследователей, самооценка отражает качественное своеобразие личности и характер ее взаимодействия с другими людьми. В частности, от индивидуальных различий зависит уровень осознанности и обобщенности самооценки [4].

Куперсмит называет самооценкой отноше­ние индивида к себе, которое складывается постепенно и приоб­ретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность инди­вида в своей самоценности, значимости [7].

По мнению Розенберга, самооценка отражает степень развития у индивида чувства са­моуважения, ощущения собственной ценности и позитивного от­ношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я» [6]. Поэтому, низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрица­ние, негативное отношение к своей личности.

Структура самооценки включает в себя два связанных между собой компонента: когнитивный и эмоциональный, отражающих знания субъекта о себе и отношение к себе. В процессе самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве. Когнитивный компонент отражает систему представлений человека о самом себе разной степени осознанности, дифференцированности, обобщенности. Эмоциональный компонент отражает отношение человека к себе, это аффективная оценка представления о себе, которая может обладать различной степенью интенсивности [5].

Функция самооценки состоит в процедуре собственно оценивания общего потенциала человека или его отдельных свойств с помощью той или иной шкалы ценностей. Результат оценивания может влиять на самоотношение, делая его либо позитивным, либо негативным, а также воздействовать на образ Я, внося в него качественно новые знания. Главные функции самооценки: регуляторная, на основании которой происходит решение задач личного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности, корректируя при этом сигналы внешнего мира.

Р.М. Грановская, изучая роль адекватной самооценки в жизни, указывала, что положительно оценивающий себя человек обычно благосклонно и доверчиво относится к окружающим, тогда как низкая самооценка (самоуважение) чаще сочетается с отрицательным отношением к другим людям. Положительная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение [1].

В. Сатир ставила самооценку на первое место среди факторов, определяющих успехи и неудачи в воспитании детей и развитии личности. Под самооценкой она понимала «способность (или, наоборот, неспособность) человека честно, с любовью и по достоинству оценить себя» [8].

Человек с низкой самооценкой избегает смотреть людям в глаза, у него тихий голос, он нерешителен, кажется грустным, тревожным, виноватым, стыдящимся чего-то, расстроенным или обозленным. Часто эмоциональное состояние человека сказывается и на состоянии его здоровья. Он может казаться утомленным, вялым, находящимся в постоянном напряжении. Все эти признаки демонстрируются, как негативное отношение к себе, что отражается на всех сторонах жизни, действуя на мысли человека, его поведение, эмоциональное состояние и самочувствие.

Отражаясь на внутреннем мире человека, заниженная самооценка воздействует на многие стороны его внешней жизни. Так, часто у таких людей наблюдается нежелание выгодно подать себя, они избегают принимать новые предложения; а иногда им свойственно постоянное стремление к совершенству, они беспрерывно и тяжело работают, подгоняемые страхом и неудачами.

В эмпирическом исследовании приняло участие 30 студентов МАОУ ВПО «КММИВСО» в возрасте от 18 до 35 лет.

С помощью методики С.Р. Пантелеева были выявлены структуры самоотношения личности студентов. Самоотношение автором понимается в контексте представлений личности о смысле «Я» как выражение смысла «Я», как обобщенное чувство в адрес собственного «Я», в основу понимания которых была положена концепция самосознания В.В. Столина.

Анализ результатов исследования показал, что лишь 56% респондентов считают себя достойными уважения и любви окружающих, вне зависимости от успехов, которые они демонстрируют; высоко оценивают свой духовный потенциал, богатство своего внутреннего мира, склонны воспринимать себя как индивидуальность и высоко ценить собственную неповторимость. Уверенность в себе помогает противостоять средовым воздействиям, рационально воспринимать критику в свой адрес. 44% респондентов отражают избирательное отношение к себе, склонны высоко оценивать одни качества и недооценивать другие, поэтому замечания окружающих могут вызвать ощущение малоценности, личной несостоятельности.  недооценки своего духовного «Я». Неуверенность в себе ослабляет сопротивление средовым влияниям. Повышенная чувствительность к замечаниям и критике окружающих в свой адрес делает человека обидчивым и ранимым, склонным не доверять своей индивидуальности.

По шкале «Самопринятие» всего 25% респондентов имеют положительное отношение к себе, склонность воспринимать все стороны своего «Я», принимать себя во всей полноте поведенческих проявлений. 75% продемонстрировали негативный фон восприятия себя, склонность воспринимать себя излишне критично; симпатия к себе недостаточно выражена, проявляется эпизодически.

Анализ результатов исследования по методике «Экспресс-диагностика уров­ня самооценки личности» показал, что средний уровень самооценки имеют 33% респондентов; низкий уровень – 56%; очень низкий уровень – 11%.

Низкая самооценка 77% респондентов обеспечивает нестабильность личности, что не может являться толчком к развитию личности. Подобное от­ношение к себе в итоге приведёт к постоянному внутреннему и/или межличностному конфликту.

Адекватная самооценка поддерживает достоинство 33% студентов и дает им нравственное удовлетворение. Положительное отношение к себе ведет к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе. 

С помощью проективной методики «Автопортрет», предложенной в книге Е.С. Романова и С.Ф. Потемкина, выявлено, что всего 7% респондентов имеют нормальную самооценку.

Полученные результаты говорят о необходимости целенаправленной и системной работы со студентами, которая должна проводиться на 1-3 курсе обучения.

В системе занятий важно предусмотреть самостоятельные виды работ – индивидуальные задания по работе с литературой, упражнения для самоисследования и саморефлексии; и групповые виды работ – тренинговые занятия, игры и упражнения с последующей рефлексией.