Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 --- 1 -- 1 -- 1
1 ----

Одной из задач принятого Постановления Правительства РФ № 295 от 15 апреля 2014 государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, является: формирование системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, включая развитие региональных систем непрерывного образования. В результате выполнения работы Дмитрием Медведевым подписано распоряжение от 31 марта 2014 года № 487 – р «Об утверждении комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов». Планом создаются условия для координации деятельности работодателей, образовательных организаций, профсоюзов, государственных органов власти по выработке основных направлений политики в сфере развития профессиональных квалификаций, в том числе на основе разработки современных профессиональных стандартов, повышения эффективности подготовки кадров, внедрения независимой оценки квалификаций.

Реформа сестринского образования и сестринского дела в России, уровни и темпы развития медицинской науки, внедрение новых медицинских и педагогических технологий, а также международный опыт требует обратить внимание на подготовку, прежде всего, административно-управленческих кадров. За последние годы Министерством здравоохранения России совместно с территориальными органами управления здравоохранения и Ассоциацией медсестер России проводится активная работа по возрождению сестринской профессии, и ее социальной значимости. Издан ряд приказов Минздрава РФ: № 390 от 31.12.97г. «О мерах по улучшению сестринского дела в Российской Федерации». Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. установила новые требования к модернизации и развитию сестринского дела. Программой развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010-2020 гг. одной из приоритетных задач определено развитие системы управления сестринской деятельностью в соответствии с едиными целями и задачами развития здравоохранения.

Это предопределило цель и задачи настоящей работы.

Цель работы изучить организацию последипломной подготовки организаторов сестринского дела на факультете повышения квалификации МАОУ ВПО КММИВСО.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:

  1. Изучить передовой практический опыт деятельности организаторов сестринского дела в повышении квалификации сестринского персонала;
  2. Проанализировать состояние существующей системы последипломной профессиональной подготовки организаторов сестринского дела в МАОУ ВПО КММИВСО;
  3. Провести социологический опрос на предмет изучения эффективности и повышения качества предоставляемых услуг.
  4. Разработать мероприятия по совершенствованию последипломного образования.

Проанализированные теоретические источники в области деятельности организаторов сестринского дела показали, что развитие идет в соответствии с общегосударственной политикой реформирования здравоохранения. Одной из позитивных тенденций его совершенствования является сформированная система многоуровневого образования. Изменения в области здравоохранения увеличивают потребность в организационном руководстве и административных знаниях, что определяет уровень требований к профессиональным характеристикам организаторов сестринского дела. Поэтому программы последипломного образования ориентированы на создание системы многоуровневого повышения квалификации, которое не только гарантирует поддержание имеющихся знаний и умений в соответствии с требованием времени, но и совершенствует мастерство специалистов согласно стандартам профессиональной квалификации. Постоянное обновление, пополнение и совершенствование знаний – необходимые условия повышения квалификации современных специалистов сестринского дела.

Базой исследования является МАОУ ВПО Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования, организованный постановлением главы администрации г. Краснодара от 13 мая 1996 года.

В состав института на правах структурных подразделений входят 5 факультетов, 7 кафедр.

На 7 кафедрах трудятся 2 доктора наук и 25 кандидатов наук, в том числе Заслуженный учитель РФ, Заслуженный деятель науки РФ, Отличник здравоохранения РФ, Заслуженный работник здравоохранения РФ, два Почетных работника высшего профессионального образования, пять Заслуженных работников здравоохранения Кубани. Вуз обладает кадровым потенциалом, способным успешно решать поставленные задачи и обеспечивать дальнейшее развитие.

МАОУ ВПО «КММИВСО» сегодня – это многопрофильный вуз, обеспечивающий подготовку по медицинским и социально-экономическим специальностям, переподготовку и повышение квалификации специалистов со средним и высшим мед. образованием. За последние 5 лет вузом подготовлено более 1,5 тыс. специалистов, различные формы последипломной подготовки прошли более 11 тыс. специалистов. Институт проводит прикладные исследования, активно развивает информационные системы и инновационные технологии.

Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Краснодарского муниципального медицинского института высшего сестринского образования создан приказом ректора на основании решения Ученого Совета КММИВСО лицензии и последующего уведомления Управления здравоохранения администрации г. Краснодара.

В Краснодарском крае в 2012 году согласно данным Росстата работало 47 тыс. человек среднего медицинского персонала и каждые 5 лет им необходимо повышение квалификации. Ежегодно КММИВСО выпускает большое количество выпускников, которые являются одними из основных покупателей этих услуг.

Проводится последипломное образование для выпускников, имеющих высшее профессиональное образование по специальности «Сестринское дело», квалификация «Менеджер»:

  • послевузовская подготовка (интернатура) по специальности 060109 «Управление сестринской деятельностью»:
  • усовершенствование

"Управление сестринской деятельностью" срок обучения 1 месяц.

имеющих среднее профессиональное образование по специальностям «Лечебное дело», «Акушерское дело» «Стоматология», «Стоматология ортопедическая», «Медико-профилак­тическое дело», а так же «Сестринское дело». Формы и методы преподавательской деятельности подчинены задаче качественного усвоения тех требований, которые предъявляются к медицинским работникам со средним образованием. Основной путь решения этой проблемы – реализация концепции воспитывающего и развивающего обучения в сочетании с инновационными формами работы профессорско-преподавательского состава.

В результате анализа деятельности за период 2010- 2013 гг. количество слушателей, прошедших обучение по специальностям, составило 9749 человек; для них были организованы циклы по специальностям и выдано 8693 сертификатов. Спрос на циклы последипломного образования для повышения квалификации специалистов отрасли вырос за четыре года на 16%. Это дает дополнительные финансовые возможности для института и ФПК. Например первичные специализации на ФПК за 2010-2013 гг. (рис.1).

Рис. 1 Первичные специализации на ФПК за 2010-2013 гг.

Из диаграммы видно, что большим спросом пользуются циклы «Сестринское дело» и «Сестринское дело в педиатрии».

Существует циклы усовершенствования руководителей органов и учреждений здравоохранения и тематические планы к ним. К циклам усовершенствования относят цикла «Управление и экономика в здравоохранении», «Современные аспекты управления экономики в здравоохранении» (Рис.2).

Рис. 2 Количество слушателей цикла «Управление и экономика в здравоохранении» «Современные аспекты управления экономики в здравоохранении», «Управление сестринской деятельностью» за 2010-2014 гг.

Полученные данные позволяют сказать: самой большой популярностью пользовался цикл «Управление и экономика в здравоохранении» в 2011 г. количество слушателей составило 55 чел. Популярность цикла «Современные аспекты управления экономики в здравоохранении» была выше в 2012 г., количество слушателей составило 59 чел.

Большинство слушателей цикла «Управление и экономика в здравоохранении» и «Современные аспекты управления экономики в здравоохранении» работают в Муниципальных бюджетных учреждениях здравоохранениях г. Краснодара. Большинство слушателей циклов «Управление сестринской деятельностью» были направлены из Государственных бюджетных учреждений здравоохранения. Высшее образование имеют большинство респондентов – 50% и стаж более 5 лет – 68%.

Для изучения эффективности и повышения качества предоставляемых услуг использовалась анкета, разработанная Первым МГМУ им. И.М. Сеченова. В анкете предложено 8 вопросов. Статистическая обработка результатов исследования показала, что студенты удовлетворены предоставляемыми услугами на 100% и дали хорошую оценку организации учебного процесса ФПК. Большинство выделили компетенции «умение работать в команде», «знание инновационных медицинских технологий», «исследовательские навыки», которым нужно уделить больше внимания в период обучения на ФПК. При этом отношения с преподавателями слушатели построили, как с хорошими администраторами и организаторами и как взаимно - творческие. А факторы, в наибольшей степени, способствующие учебным успехам на ФПК - «качество преподавания» и «стремление к глубоким и прочным знаниям».

Данные выводы позволили сформулировать предложения:

  • В программах последипломной подготовки менеджеров сестринского дела уделять больше внимания задачам реформирования сестринской практики.
  • Проводить работу по созданию программ профессионального развития мед. сестёр на модульной основе.
  • В программах последипломного профессионального образования внедрять пациентоориентированную модель.