Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1 ----

Интенсивное развитие  инновационных технологий и внедрение их во все сферы нашей жизнедеятельности наложили определенный отпечаток на развитие личности современного молодого человека. Использование инновационных технологий связано с необходимостью подготовки специалиста высокого уровня в процессе педагогической деятельности. Инновационные технологии способствуют получению новых знаний; открывают возможности для овладения более высоким уровнем личной социальной активности; раскрытию творческих способностей студентов; приближают учебную деятельность к практической, формируя не только знания, умения и навыки по изучаемым предметам, но и активную жизненную позицию.

Инновационные технологии - набор методов, средств и мероприятий, обеспечивающих инновационную деятельность (Колосов В.Г.). 

Педагогическая инновационная технология – это целостная и последовательная деятельность педагога, направленная на достижение необходимого результата, имеющая вероятностный прогнозируемый характер.

К основным целям современных педагогических технологий относят:

- на основе фундаментального образования выработать стремление студентов к самостоятельной работе, к обучению и самообучению;

- сформировать у студентов такие качества как креативность, рефлексию, коммуникабельность, ответственность, проектное мышление и аналитические способности, необходимые успешного личностного, профессионального и карьерного роста студентов.

Студенческий возраст (юность) – период взросления, характеризуется как наиболее интенсивная фаза социализации личности. По мнению К.Д. Ушинс-кого, студенческий возраст является «самым решительным», т. к. именно в этот период формируются ценностно-смысловые ориентиры, активно развиваются высшие психические функции, происходит становление характера. Это время самоопределения и активной самооценки, выбора жизненного пути.

Как «особая социальная категория, специфическая общность людей» - студенчество, по мнению И.А. Зимней, имеет свои, только ему присущие черты:

- высокий образовательный уровень;

- высокая познавательная мотивация;

- наивысшая социальная активность;

- гармоничное сочетание интеллектуальной и социальной зрелости.

В отличие от других возрастных категорий юношеский возраст характеризуется наивысшей скоростью оперативной памяти и переключения внимания, способностью решать вербально-логические задачи. Таким образом, главной особенностью студенческого возраста является достижение наивысших, «пиковых» результатов, которые базируются на биологическом, психологическом и социальном развитии личности.

Согласно А.В. Толстых, в этом возрасте молодые люди обладают высокой работоспособностью, выдерживают большие физические и психические нагрузки, наиболее способны к приобретению всех необходимых знаний, умений и навыков, необходимых в предстоящей профессиональной деятельности. Студенческий возраст является наиболее благоприятным для развития специальных личностных и функциональных качеств (креативность, коммуникабельность, лидерство, упорство, настойчивость, трудолюбие, ответственность и т.д.), отвечающих требованиям современного общества.

Поэтому перед современным образованием стоит сложная задача. Во-первых, учитывая особенности юношеского возраста подготовить специалистов к будущей профессиональной деятельности. Во-вторых, используя педагогические методы и приемы, сохранить связь поколений на основе традиций и инноваций. В-третьих, основным подходом в современном образовании должен быть гуманистический.

Существенным изменением применения образовательных технологий является смена функциональной деятельности преподавателя и студента. Преподаватель выступает в качестве консультанта-координатора, а студенты, в свою очередь, обретают большую самостоятельность в выборе способов усвоения учебного материала.

Образовательные технологии дают широкие возможности дифференциации и индивидуализации учебной деятельности.

Для практического воплощения могут быть использованы следующие основные инновационные технологии:

– проблемное обучение;

– технология развития «критического мышления»;

– информационно-коммуника-ционные технологии;

– проектные и исследовательские методы в обучении;

– технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов).

В качестве дополнительных технологий в современной педагогике используют:

– игровые методы (ролевые, деловые и другие виды обучающих игр); – метод кейсов;

– интерактивные методы.

Подводя итог выше сказанному, мы можем сказать, что использование педагогических технологий,   учитывающих индивидуальные особенности учащихся, отражают развитие гуманистических тенденций в современном образовании. Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.