Сегодня вся сфера образования тяготеет к универсальности и культурной открытости, ориентации на ценности личности и свободы, к переносу центра управления образованием на полюс самого обучающегося (образующегося), что является следствием как системной трансформации всего общественного строя в России, так и качественными изменениями, происходящими в развитии профессионального образования во всем мире. Эти изменения играют определяющую роль в глубине и степени качественных преобразований во всем общественном строе. Образование может сделать человека готовым и способным участвовать в модернизации жизни, но может произвести и обратное действие.
В настоящее время, когда образование воспринимается обществом как одна из высоких ценностей жизни, возрастает значимость профессиональной деятельности, а также имидж самого преподавателя, педагога, который является объективным фактором, во многом определяющим эффективность деятельности любого носителя статусной социальной роли.
Современные отечественные и зарубежные исследования говорят о значимости личностного имиджа педагога, о необходимости понимания педагогом того, что его положительный образ играет важную роль во всем педагогическом процессе, поскольку процессы трансформации содержания и формы образовательного взаимодействия в учебных образованиях вызывают необходимость изменений в работе преподавателей, как по ее содержанию, так и по характеру взаимодействия со студентами.
С одной стороны, имидж – есть вершина айсберга, которую преподаватель намеренно демонстрирует студентам. С другой же стороны, имидж – это образ социально-профессиональной роли, который конструируется личностью, представляется в процессе взаимодействия партнерам и контролируется исполнителем и общественностью. Это образ роли, в котором исполнитель стремится предстать перед партнерами и быть принятым ими.
Формирование имиджа преподавателя проходит через три этапа: личностный, социальный (профессиональный), репутационный. Личностный этап характеризуется желанием стать носителем роли преподавателя, занять ведущее место в социальном взаимодействии: учить и передавать знания другим. Личностный этап может перерасти в социальный (профессионально-накопительный), на котором имидж педагога переходит в стадию институционального формирования. Он начинается в период выбора профессии и вуза, при получении профессиональных знаний. Репутационный имидж формируется в процессе непосредственной работы в учебном заведении за счет имиджевой (личностной) доминанты преподавателя. Развитие имиджа на этом этапе мотивировано социальной и личностной ситуацией, в нем формируется и трансформируется репутация преподавателя как профессионала.
Одновременно, отношение к имиджу у самих педагогов разное. Отрицательно относятся к нему те представители старшего поколения, которые его понимают как маску. Они убеждены в приоритете внутреннего содержания над внешним и считают, что главное быть, а не казаться. Однако сторонники такой позиции забывают о том, что одним из результатов восприятия преподавателя студентом является формирование образа самого преподавателя. Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов. В формировании имиджа велика роль театральной педагогики и риторики.
В связи с этим все более актуальным становится исследование имиджа преподавателя, особенностей восприятия имиджа преподавателя студентами. При этом, как показывают психологические исследования, имидж преподавателя отнюдь не сводится к его внешности, хотя практически все учащиеся и студенты обращают внимание на внешний вид и поведение педагога и предъявляют к ним высокие требования. От того, насколько адекватно ситуации "подаёт" себя педагог и насколько точно воспринимают его студенты, зависит эффективность учебного процесса.
Исследования показывают, что во многом определяющими в формировании характера взаимодействия студентов и преподавателя являются именно социально-перцептивные процессы. Однако, проблема формирования образа преподавателя в сознании студента остается недостаточно изученной. В частности, остаются недостаточно освещенным соотношение механизмов межгруппового и межличностного восприятия в процессе общения, причины решающего воздействия первого впечатления на последующее сотрудничество, влияние внешности и стереотипов образа преподавателя.
В связи с этим было проведено исследование структуры имиджа преподавателя КММИВСО. Анализ полученных в ходе исследования результатов, позволяет сделать ряд следующих выводов.
При первой встрече с новым преподавателем студенты в первую очередь обращают внимание на его внешний вид (52%), манеру общения и поведения (18%), умение читать лекцию (4%). Таким образом, первое впечатление о преподавателе формируется на основе восприятия визуальных характеристик (внешний вид), коммуникативных - мимика, пантомимика, жесты), а также профессиональной составляющей - умения читать лекцию. Среди основных качеств идеального преподавателя студенты выделяют: компетентность; умение заинтересовать своим предметом; доброжелательность; объективность оценивания; владение предметом; доступность в изложении материала; умение найти индивидуальный подход.
Особую роль в восприятии студентами имиджа преподавателя играют характеристики его речи. Речь преподавателя должна быть не только четкой, внятной, грамотной, но и эмоционально окрашенной, выразительной.
Что касается внешнего облика преподавателя, то положительное значение имеют соблюдение делового стиля в одежде, аккуратность, присутствие вкуса.
Согласно полученным данным, такая составляющая, как возраст, не имеет для студентов значения.
Во внешнем облике преподавателя опрошенные студенты в первую очередь обращают внимание на одежду (28%), прическу (26%), лицо (21%). Важными составляющими во внешнем облике преподавателя являются также опрятность и чувство стиля.
Кроме требований студентов к внешнему облику преподавателя, были исследованы индикаторы профессионализма. На вопрос о том, что выступает главным критерием профессионализма преподавателя, подавляющее большинство опрошенных студентов - 76% отметили знание материала, умение интересно его излагать.
В оценке качеств, которыми должен обладать преподаватель вуза, особое значение, согласно полученным результатам приобретают качества профессиональные (отличное знание предмета, эрудиция доступное изложение материала).
Таким образом, в структуре имиджа преподавателя можно выделить следующие компоненты: визуальные характеристики (внешность: одежда, прическа, лицо и т.д.), коммуникативные (манеру общения и поведения), профессиональные (умение читать лекцию, компетентность, умение заинтересовать своим предметом, объективность оценивания, владение предметом), а также личностные (доброжелательность, открытость, уравновешенность и т.п.).