Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 no name 1
1 ----

В настоящее время отмечаются неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья молодежи, что в полной мере относится и к студенческой среде. Профилактика заболеваемости студентов требует расширения пропаганды здорового образа жизни, в частности такого его составляющего, как рациональное питание. Однако студенчество остается несведущим в этих вопросах [3]. Незнание этих законов и несоблюдение норм физиологических потребностей в пищевых веществах, отсутствие представлений о сбалансированном питании, приводит в итоге к формированию выраженных расстройств желудочно-кишеч­ного тракта (ЖКТ) [1,2]. Различные нарушения питания особенно ярко проявляются в студенческие годы, что обусловлено режимом труда, неуклонно увеличивающейся учебной нагрузкой, образом и стилем жизни студентов, материальным положением [4].

Целью работы явилось изучение проблемы нерационального питания студентов и ее влияние на развитие патологии ЖКТ.

Задачи исследования:

  1. Провести анкетирование студентов КММИВСО по вопросам их питания.
  2. Провести анализ этиологических причин в сфере патологии ЖКТ.
  3. Выявить у студентов основные симптомы, характерные для заболеваний органов пищеварения.
  4. Сопоставить полученные данные и сделать выводы.

Нами было проведено исследование среди студентов 3 и 4 курса факультета «Сестринское дело» на базе МАОУ ВПО КММИВСО. В исследовании приняли участие 70 респондентов, среди которых 29% в анамнезе имели патологию ЖКТ, а именно: у 13 человек хронический гастрит, у 4 – язвенная болезнь желудка, у 2 – хронический панкреатит, у 1 – хронический энтероколит; а 71% студентов считают себя здоровыми. Однако в ходе исследования не выявлено абсолютно здоровых респондентов. Такой симптом как изжога, определен у 60% опрошенных, отрыжка – у 27 %, тошноту часто ощущают около 30% учащихся, наличие боли и неприятных ощущений в эпигастральной области отмечают все исследуемые. Причем, многие из опрошенных стали ощущать эти диспептические расстройства приблизительно на 2 курсе.

Мы провели опрос студентов по проблемам питания в связи с их образом жизни. 20% из всех опрошенных стараются придерживаться режима питания, остальные 80% его не соблюдают. Более трех раз в день питаются 5 % молодых людей, три раза в день питаются 26% учащихся, два раза в день – 62%, один раз – 7%. Завтрак у 96% студентов составляют чай и бутерброды, только 4 % по утрам питаются ежедневно горячей пищей. Полноценный обед из трех блюд употребляют 30 % студентов, и то по выходным. У 37% опрошенных основной прием пищи приходится на ужин, причем после 21.00. Главной причиной своего нерегулярного питания 74 % студентов считают недостаток денежных средств, 26 % обучающихся связывают нарушения в режиме питания с напряженной учебной нагрузкой и отсутствием времени. По времени прием пищи занимает у студентов в среднем 5-10 минут, очень многие из них (84%) занимаются посторонними делами во время еды, например, читают или разговаривают.

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о невыполнении студентами элементарных гигиенических требований в вопросах питания, что связано с низким уровнем знаний о рациональном сбалансированном и адекватном питании, плохим материальным положением и недостаточно серьезным отношением студентов к своему здоровью. Вследствие этого имеется тенденция к росту патологии органов пищеварения среди студентов.

Рекомендации:

  1. При составлении учебных расписаний учитывать органическую потребность организма человека в обязательном приеме горячей пищи в обеденное время, в связи, с чем необходимо всем студентам иметь 30-минутный перерыв.
  2. В целях выработки у студентов более ответственного отношения к своему здоровью, в частности к соблюдению правил рационального питания, усилить систему учебно-просвети­тель­ской работы, которая повышала бы мотивацию студентов в соблюдении режима и улучшении качества питания для сохранения своего здоровья: приглашение для бесед со студентами специалистов по проблемам питания, показ научно-популярных фильмов.

Однако, несмотря на внедрение этих мероприятий, нельзя забывать о существовании студентов, не имеющих достаточной материальной базы, что позволяет считать эту проблему социально значимой во всех отношениях.