Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

no name 1
1 ----

В контексте психологических проблем особую актуальность приобретает вопрос о предпологающих факторах развития обсессивно-компуль­сивного расстройства.

Интерес к данной проблеме возрастает за счет того, что распространенность данного заболевания на удивление быстро прогрессирует.

Однозначно определить причины возникновения обсессивно-компуль­сив­­ного расстройства   сегодня нельзя.

В рамках данной статьи будут обозначены некоторые из существующих подходов к определению факторов развития ОКР, анализ которых позволит нам составить комплексное представление о природе данного феномена.

Максимально достоверное представление о предполагающих факторах развития ОКР дает лишь вся совокупность накопленных знаний по этой проблеме.

Объект исследования: обсессивно-компульсивное расстройство.

Предмет исследования: предполагающие факторы развития обсессивно- компульсивного расстройства.

Цель работы: выявить предполагающие факторы развития ОКР у студентов.

Гипотеза: можно предположить, что у личности в течение жизни предполагающими факторами развития обсессивно-компульсивного расстройства являются, прежде всего, стиль семейного воспитания, различные акцентуации личности или характера, тревожность.

Методологической основой исследования явилась психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда, МКБ-10.

Учеными выдвинуты теории, которые дают объяснение происхождению обсессивно-компульсивного расстройства, но в то же время, точные причины данного заболевания не выявлены.

Согласно описанию, данному в МКБ-10, основными чертами ОКР являются повторяющиеся навязчивые (обсессивные) мысли и компульсивные действия (ритуалы).

В широком смысле ядром ОКР является синдром навязчивости, который представляет собой состояние с преобладанием в клинической картине чувств, мыслей, страхов, воспоминаний, возникающих помимо желания больных, но при осознавании их болезненности и критическом отношении к ним. Несмотря на понимание неестественности, алогичности навязчивых идей и состояний, больные бессильны в своих попытках преодолеть их. Обсессивные побуждения или идеи признаются чуждыми личности, но как будто идущими изнутри. Навязчивые действия могут быть исполнением ритуалов, предназначенных для облегчения тревоги, например мытье рук для борьбы с «загрязнением» и в целях предотвращения «заражения». Попытки отогнать непрошеные мысли могут привести к внутренней борьбе, сопровождаемой тревогой [2].

Часто имеют место вегетативные симптомы тревоги, но также характерны тягостные ощущения внутреннего или психического напряжения без очевидного вегетативного возбуждения. Существует тесная взаимосвязь между обсессивными симптомами, особенно обсессивными мыслями, и депрессией. У больных с обсессивно-компуль­сивным расстройством часто наблюдаются депрессивные симптомы.

Никто не может с уверенностью сказать, что вызывает обсессивно-компульсивное расстройство. В свое время исследователи предположили, что ОКР развивается в результате влияния семейных отношений или детского опыта, в том числе жестокой дисциплины, семейных ссор и скандалов, высоких родительских требований.

Обсессивно-компульсивное расстройство в равной степени может быть у мужчин и женщин, в основе личности часто выступают ананкастные черты. Начало обычно в детском или юношеском возрасте [3].

На данный момент конкретный этиологический фактор неизвестен.

Из зарубежных ученых, работающих в данном направлении, стоит отметить:

- Фрейдистов, предполагающих, что люди с обсессивно-компуль-сивным расстройством личности страдают анальной регрессией. То есть в силу того, что на анальной стадии развития родители были слишком строги с детьми, приучая их к горшку, они накопили в себе гневные чувства и остаются фиксированными на этой стадии. Они пытаются сдерживать свой гнев, постоянно подавляя как его, и свои инстинктивные потребности в дефекации - действия, которые заставляют их быть крайне аккуратными и сдержанными и вызывают у них страсть к коллекционированию разных предметов. Другие теоретики психодинамического направления полагают, что любая ранняя борьба с родителями за власть и независимость может приводить в движение агрессивные импульсы [4].

- Когнитивные теоретики считают, что лишенные логики процессы мышления способствуют его поддержанию. К примеру, они указывают на незрелое мышление, которое может благоприятствовать жесткости и стремлению к совершенству. Они также замечают, что индивидуумы с этим расстройством, как правило, преувеличивают возможные последствия ошибок и промахов [4].

Базой для эмпирического исследования послужил Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования. Респондентами явились студенты 3 курса очной формы обучения отделения «Сестринское дело» (бакалавриат) – 18 человек; 2 курса очной формы обучения отделения «Клиническая психология» - 12 человек.

С помощью клинического опросника К.К. Яхина и Д.М. Менделеевича были выявлены невротические нарушения респондентов или их отсутствие по шести критериями: тревожность, невротическая депрессия, астения, истерический тип реагирования, обсессивно-фобические нарушения, вегетативные нарушения.

У респондентов отсутствуют расстройства по шкалам «Вегетативные нарушения» и «Истерический тип реагирования», но присутствуют невротические нарушения по шкалам «Тревога», «Невротическая депрессия», «Астения» и «ОКР».

Чаще всего у испытуемых встречается невротическая депрессия, реже - нарушение по шкале тревоги и по шкале ОКР, на последнем месте невротическое расстройство по шкале «астения».

С помощью методики Д. Сакса и С. Леви у респондентов было выявлено негативное отношение по шкалам: «Отношение к отцу», «Отношение к вышестоящим лицам», «Отношение к лицам противоположного пола», «Сексуальные отношения», «Чувство вины». Положительное отношение было проявлено в шкалах: «Отношение к друзьям» и «Отношение к матери».

Анализ результатов исследования уровня ситуативной тревожности по методике Спилберга-Ханина показал, что 39% респондентов имеет среднюю тревожность, у 27% низкая тревожность, 21% очень низкая личностная тревожность, и 9% - высокая.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в психологии не существует единого понимания проблемы, и точные причины ОКР остаются неизвестны. В данной статье было рассмотрено несколько основных подходов в изучении вопроса о предполагающих факторах развития обсессивно-компульсивного расстройства.

В заключении нашего исследования можем дать некоторые рекомендации нашим респондентам: людям с низким уровнем тревожности нужно развивать чувство ответственности в решении тех или иных задач. Респондентам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности.