Среди требований Федерального компонента государственного стандарта появилось требование в организации проектной деятельности обучающихся, «самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности, …собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений…». Таким образом, одним из основных направлений развития образования названа проектная деятельность обучающихся [1].
В процессе реализации проекта его участники обмениваются новыми сведениями, что предполагает не толь-ко лучшее усвоение, но и генерирование информации каждым участником процесса [2]. Кроме того, проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, развитию информационной и коммуникативной компетентности и других профессиональных и социальных навыков, что имеет значимость в рамках практико-ориентированного обучения [3].
На кафедре естественнонаучных и фундаментальных дисциплин МАОУ ВПО «КММИВСО» проблемному обучению, отводится значительная часть практических занятий и часть лекций. Преподаватели в ходе занятий активно сочетают проблемную и другие, в частности, информационно-коммуникативную, витальную технологии, с традиционной подачей материала [4]. Хорошо себя зарекомендовала проектная деятельность учащихся.
Поскольку время практического занятия ограничено, удобнее использовать создание мини-проектов ознакомительно-ориентировочного (или информационного) типа. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; ознакомление участников проекта с данной информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Структура информационного проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность - источники информации (литературные источники, средства СМИ, базы данных и т. д.) - обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) - результат (статья, реферат, доклад, видео и т.д.) - презентация (публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции и пр.). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем. Благодаря участию в проектной деятельности студенты имеют возможность:
- осознать обозначенную проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности;
- оценить имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время и грамотно распределить и рационализировать поиск информации, критически оценивать ее, ранжировать по значимости, ограничивать по объему, использовать различные источники;
- планировать работу, а после ее выполнения – самостоятельно оценить результат при сопоставлении его с заявленной целью.
В целом можно выделить общие закономерные этапы педагогического проектирования, исходя из практических целей:
1) Подготовительный этап, на котором актуализируется проблематика и целеполагание проекта.
2) Реализация проекта включает в себя планирование и выполнение конкретных действий участниками проекта, оценивание работы внутри группы и представление конечных результатов к обсуждению.
3) Рефлексивный или оценочный этап предполагает определить качество проделанной работы, исходя из сопоставления результатов с поставленной в начале проекта целью.
4) Постпроектный этап характеризуется рассмотрением вариантов продолжения работы по изучаемой проблематике и возможное распространение результатов исследования.
В рамках проекта каждый участник группы получает конкретное задание (например, собрать информацию, выполнить рисунки, схемы или таблицы, создать презентацию). По окончании каждая группа представляет остальным результат работы, а преподаватель оценивает. Хорошим примером может быть выполнение проектов студентами 1 курса ВСО по теме: «Филогенез» (рис. 1).
Такие работы повышают самооценку самих студентов, у них появляется желание сделать следующую работу лучше, превзойти других, а также дают возможность использовать эти презентации и рисунки в качестве наглядных пособий при изучении дисциплины.
Рис.1. Филогенез
Данный подход к проведению занятий по биологии дает развитие профессиональных компетенций, таких, как когнитивная, учебно-познавательная, информационная, личного самосовершенствования. Одновременно у студентов формируются и общекультурные компетенции – коммуникативная, ценностно-смысловая, культурологическая. Это позволяет кафедре в целом осуществлять современный компетентностный подход в формировании профессиональных и общекультурных компетенций в процессе обучения [5].