Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1 ----

Многочисленные психологические исследования изменили первоначальные представления о высоком IQ (коэффициенте интеллектуальности) как о единственном критерии выдающихся достижений, продемонстрировали важнейшую роль творческого потенциала и личностной сферы, интересов и специальных способностей, а также окружения и обучения как условий развития одаренности.

В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к ее развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность. Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта. Напротив, творчество может стимулироваться не столько многообразием имеющегося знания, сколько восприимчивостью к новым идеям, ломающим устоявшиеся стереотипы. Творческие решения часто приходят в момент релаксации, рассеянного, а не напряженного внимания.

Итак, высокий коэффициент интеллектуальности человека не единственный показатель его, а в случае с учащимися высокие показатели успеваемости, не единственный показатель их одаренности. Об одаренности также говорит их творческий потенциал. Существует очень мало исследований по вопросу взаимосвязи этих процессов. Хотя вопрос одаренности, талантливости, гениальности начинает изучаться с началом возникновения психологии как науки (Ф. Гальтон). Наше исследование было посвящено двум вопросам:

  1. Взаимосвязь между показателями успеваемости учащихся и их креативностью.
  2. Сравнение количественных показателей различных методик, позволяющее установить, является такая взаимосвязь прямой или косвенной.

Важным этапом в психодиагностике творческих возможностей человека послужили работы американского психолога Дж. Гилфорда, выделившего два типа мышления: конвергентное (последовательное, логическое, однонаправленное) и дивергентное (альтернативное, отступающее от логики). Наше исследование было посвящено сравнению уровня обозначенных типов мышления у одаренных детей младшего юношеского возраста.

Базой для исследования стало областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (ОГОУСПО) «Астраханское художественное училище (техникум) им. П.А. Власова». Студенты Астраханского художественного училища, исследуемой выборки: 3 студенческие группы 2-го года обучения следующих специальностей: живопись (1-я группа), дизайн (1-я и 2-я группы). Выборка студентов составила 40 человек. Выбор художественного училища в качестве базы для исследования, по нашему мнению, был закономерен. Направленность учебного заведения подразумевает развитие творческого потенциала. креативности студентов.

Для изучения уровня креативности исследуемых групп студентов были использованы следующие методы: тест креативности П. Торренса, тест вербальной креативности С. Медника. Мы посчитали перечисленные методики одними из самых эффективных вследствие того, что:

  1. Эти методики проверены на большом количестве испытуемых на валидность и надежность и прошли проверку временем.
  2. П. Торренс и С. Медник общепризнанные авторитеты в области исследований уровня креативности личности.

Для того, чтобы выявить уровень успеваемости студентов, мы изучили результаты их рейтинга за предыдущий год. Далее были дополнительно опрошены преподаватели специальных дисциплин и кураторы групп. Они согласны с рейтингом исследуемых студентов (часто выше среднего уровня). Также мы подробно изучили журналы посещаемости и успеваемости студентов для того, чтобы представлять четкую картину их успеваемости понедельно, что помогает видеть стабильность-нестабильность результатов учебы.

Сравнительный анализ уровня креативности студентов и их учебной успеваемости показал, что:

  1. Студенты Астраханского художественного училища, исследуемой выборки (2-ой год обучения, направление «дизайн», 1-ая и 2-ая группы, направление «живопись» 1-ая группа, примерный возраст – 17-18 лет) действительно обладают уровнем креативности выше среднего. Их уровень был сличен с уровнем креативности сверстников средних школ, последних классов, примерный возраст – 17-18 лет).
  2. Сравнение уровня креативности и успеваемости обследуемых студентов отразило прямую связь этих показателей. Чем выше уровень успеваемости студента, тем более он креативно развит. Совпадение показателей составило 87 %.

Указанная взаимосвязь делает очевидной необходимость повышения уровня коэффициента интеллектуальности и общей информированности студентов для дальнейшего развития их творческого потенциала, креативности.

На основании проведенного исследования и выводах, которые оно позволило сделать, педагогическим коллективам учебных заведений с творческой направленностью возможны следующие рекомендации:

1.Высокие показатели тестов креативности у студентов отнюдь не гарантируют их творческие достижения, а лишь свидетельствуют о высокой вероятности их проявления. Например, П. Торренс для того чтобы объяснить роль творческих способностей в понимании, предсказании и развитии творчества предложил модель из трех частично пересекающихся окружностей, соответствующих творческим способностям, творческим умениям и творческой мотивации. Высокий уровень творческих достижений может ожидаться только при совпадении всех этих трех факторов. Другими словами, при отсутствии творческой мотивации (стремления к новому, приверженности задаче и т.д.) высокий уровень творческих способностей не может гарантировать творческих достижений ни в искусстве, ни в науке, ни в других видах деятельности даже при полном овладении новейшими технологиями. И наоборот, наличие соответствующей мотивации, и овладение необходимыми знаниями и умениями при отсутствии творческих возможностей не могут привести к творческому результату, обеспечивая лишь исполнительское мастерство.

Поэтому первыми и, возможно, самыми важными рекомендациями преподавателям специальных дисциплин и администрации могут быть следующие:

А. Преподавателям необходимо постоянно мотивировать студентов для того, чтобы они непрерывно развивали свои творческие способности.

Б. Преподаватели и администрация по мере возможностей должны давать студентам максимально разнообразно проявлять свой творческий потенциал для их самореализации в творческой сфере (стимулировать участие студентов в разнообразных конкурсах, проводить на базе училища больше выставок и т.п.).

2. Как и П. Торренс, большинство психологов включает в число обязательных признаков одаренности интеллектуальное развитие ребенка выше средневозрастного уровня, так как только такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности. При этом более благоприятным для прогноза развития одаренности и творческих достижений признается сочетание уровня развития интеллекта выше среднего с высоким уровнем творческого мышления, чем даже очень высокий уровень развития лишь одного из этих аспектов.

Для творческого роста необходимо постоянно увеличивать уровень интеллектуальных способностей человека. Поэтому администрации учебных заведений творческой направленности можно рекомендовать выводить неспециальные дисциплины (естественнонаучный и гуманитарный циклы) на более высокий уровень. Обычно отношение к непрофилирующим предметам в обозначенных учебных заведениях не находится на должном уровне.

3. Существует распространенное мнение, что творческий потенциал человека не может быть развит. Возможно лишь его освобождение. Однако опыт обучения некоторым аспектам и способам креативного поведения и самовыражения, моделирования творческих действий и способностей в различных сферах деятельности демонстрирует существенный рост показателей креативного мышления, а также появление и усиление таких качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве.

В связи с этим, преподавателям неспециальных дисциплин и в первую очередь гуманитарного цикла можно дать следующие рекомендации. Условиями, стимулирующими развитие творческого мышления, являются:

а) ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых;

б) разрешение и поощрение множества вопросов;

в) создание и разработка приемов, стратегий, инструментов, предметов для последующей деятельности;

г) стимулирование ответственности и независимости;

д) акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях.

В заключение можно сказать, что наше исследование позволяет сделать следующие выводы:

  1. Между успеваемостью учащихся и их творческой продуктивностью существует прямая взаимосвязь.
  2. Для развития одаренности учащихся необходимо их всестороннее развитие (интеллектуальный потенциал, креативность мышления).

Креативность в образовательном процессе формируется и развивается посредством использования материалов креативного характера, в частности, «Педагогики в кроссвордах» и другие труды, способствующие развитию креативного мышления [1].